
В декабре прошлого года Беларусь и Россия заключили межгосударственный договор о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства. Подписи под ним поставили Александр Лукашенко и Владимир Путин. Страны не стали затягивать с ратификацией этого документа, и уже в марте договор вступил в силу — главы государств подписали протокол об обмене ратификационными грамотами во время официального визита Президента Беларуси в Россию. Почему этот договор появился только сейчас и какие обязательства он накладывает на обе страны? Кого будет защищать «ядерный зонтик», где будет находиться «красная кнопка» и как Беларусь и Россия теперь будут противодействовать санкциям и отвечать на угрозы и агрессию? В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» мы изучили этот документ и готовы вам обо всем рассказать.
- Как Беларусь накрыл российский «ядерный зонтик»
- Зачем Беларусь и Россия подписали договор о гарантиях безопасности
- Кто управляет ядерным оружием в Беларуси и России
- О чем говорится в Договоре о гарантиях безопасности между Беларусью и Россией
- Как Беларусь и Россия намерены укреплять евразийскую безопасность
Как Беларусь накрыл российский «ядерный зонтик»
Союзное государство — это живой организм, и в этом заключается его уникальность. Такой формат двусторонних отношений, аналогов которому в мире, возможно, и нет, позволяет в
зависимости от обстоятельств апробировать новые методы совместной работы. Яркий пример — последние санкции.
Когда появилась информация о том, что Беларусь и Россия готовят новые соглашения в области безопасности, это сразу вызвало широкий резонанс. А после того, как Россия опубликовала измененную версию своей ядерной доктрины, к сотрудничеству двух государств в этой сфере был прикован максимальный интерес. Дело в том, что, согласно обновленной доктрине, российский «ядерный зонтик» теперь четко распространяется и на Беларусь. То есть Москва стала приравнивать вооруженную агрессию против Минска к аналогичному сценарию, затрагивающему суверенитет и территориальную целостность самой России.
«Этот «ядерный зонтик» для того, чтобы не промокнуть под этим ядерным дождем. Это значит, что вообще этого дождя не будет. Вот в чем смысл этого «ядерного зонтика». Никто с ядерной страной воевать не хочет и не будет, — заявил Александр Лукашенко журналистам в январе этого года. — Что касается безопасности, это важнейший вопрос наших отношений с Президентом Путиным и с Россией. Важнейший! Никогда не было переговоров, встреч и просто разговоров, чтобы мы не обсуждали эти проблемы. У нас нет закрытых тем в этой части, да и вообще в отношениях с Россией».
Зачем Беларусь и Россия подписали договор о гарантиях безопасности
Новая формулировка в российской ядерной доктрине сама по себе является максимальной гарантией безопасности, которую ядерное государство может предложить неядерному. Зачем тогда странам понадобился новый договор? Тем более формально в рамках Союзного государства уже существуют гарантии безопасности, аналогичные взаимным обязательствам членов НАТО.
«Первоначально была идея о гарантиях безопасности со стороны России в отношении Беларуси, но мы живем в Союзном государстве, и если мы партнеры, надежные союзники и братья, то гарантии должны быть взаимными. В духе этого и выстроен договор», — пояснял министр иностранных дел Максим Рыженков.

Эксперт в области национальной безопасности Александр Тищенко отмечает, что договор о гарантиях безопасности — результат долгого пути в двусторонних отношениях. «Все должно созреть. Это плод долгого пути. Даже, можно сказать, в определенном смысле и мучений. Мы долго притирались: нас в свое время разодрали по живому, потом это надо было срастить, восстановить. Поэтому договор пришел тогда, когда наступили самые трудные времена. Но он сработал», — подчеркнул он.
Тогда же, в декабре 2024 года, Александр Лукашенко и Владимир Путин утвердили и Концепцию безопасности Союзного государства. Как заявлялось, документ был подготовлен в связи со значительными изменениями военно-политической обстановки и социально-экономической ситуации в восточноевропейском регионе, в том числе на территории Союзного государства, усилением санкционного давления на него со стороны Запада и ведением беспрецедентной информационной войны против государств-участников.
«Сама жизнь заставляет нас обращать особое внимание на обороноспособность наших государств. С подписанием сегодня Концепции безопасности Союзного государства и межгосударственного Договора о гарантиях безопасности мы выходим на беспрецедентный уровень стратегического союзничества и координации действий в военной сфере. Это позволит не допустить нарушения территориальной целостности Беларуси и России, сохранить суверенитет и независимость, а главное — сформировать гарантии мирной жизни для наших граждан. Только, Владимир Владимирович, наше намерение подписать этот договор слишком возбудило наших, как вы говорили, «партнеров» на Западе. Это, наверное, неплохо: они это заметили», — сказал Александр Лукашенко после подписания этих документов.
Кто управляет ядерным оружием в Беларуси и России
Но вернемся к договору о гарантиях безопасности. Его называют уникальным документом. «Это первый нормативный документ, который говорит о том, что два государства — друг за друга и гарантируют друг другу безопасность при необходимости, в случае обращения одного государства к другому. Мы не рассматриваем никого в качестве потенциального врага и агрессора. Но мы готовы защищать свои национальные интересы», — обращал внимание государственный секретарь Совета безопасности Александр Вольфович.

В договоре определяются взаимные союзнические обязательства по обеспечению обороны, защиты суверенитета, независимости и конституционного строя России и Беларуси, целостности и неприкосновенности территорий и внешней границы Союзного государства. Причем с задействованием всех имеющихся сил и средств.
Получается, у каждого президента теперь своя «красная кнопка»? Как говорится, секрет фирмы. Но госсекретарь Совета безопасности Беларуси как-то заявил: у каждого президента своя «красная кнопка», свой портфель и свой ядерный чемоданчик. То есть то оружие, которое находится на территории Беларуси, вправе применить только Президент Беларуси. А оружие, которое находится в России, может применить только Президент России.
«Посмотрите, как развивается военно-политическая обстановка кругом. С одной стороны — милитаризация Запада. Это прежде всего наши ближайшие соседи — Польша и страны Балтии (Литва и Латвия), которые то и дело увеличивают свои оборонные бюджеты. И, конечно, нас не оставляет в покое положение дел на наших южных рубежах. Этот документ наращивает усилия по реагированию на различные риски, вызовы и угрозы. Вообще, если посмотреть, этот документ не против кого-то: он за то, чтобы защитить наши государства в этой ситуации турбулентности», — отметил заместитель начальника факультета Генерального штаба Вооруженных Сил Военной академии Андрей Богодель.
О чем говорится в Договоре о гарантиях безопасности между Беларусью и Россией
Что ж, давайте заглянем в сам договор. Он был заключен на 10 лет с автоматическим продлением на последующие десятилетние сроки. О чем же этот документ? Договор состоит из девяти статей. Во второй статье указано, что Беларусь и Россия поддержат друг друга всеми согласованными и допустимыми международным правом способами и средствами и предпримут действия в политической, военной и других сферах в случаях посягательств на безопасность любой из сторон.
Под этим подразумевается целенаправленное создание или реализация угрозы суверенитету, независимости или конституционному строю, целостности и неприкосновенности территории и внешней границы со стороны третьих стран, международных объединений, террористических и экстремистских групп. Если одна из стран подвергнется посягательству, то они проведут совместные консультации для выработки мер реагирования.
«Сам по себе договор уже является фактором сдерживания. Он сдерживает прежде всего наших оппонентов от непродуманных действий, от какого-либо нападения до каких-то рестрикций. Здесь вопрос ядерного оружия или, допустим, «Орешника» является составной частью, но не главным в этой теме. Здесь надо понимать, что любой шаг против Беларуси либо России будет восприниматься как шаг против Союза прежде всего. И соответствующий ответ будет всегда готов», — заявил Александр Тищенко.

Договор гарантирует, что в случае акта агрессии против одной стороны другая незамедлительно предоставит военную, военно-техническую и иную помощь после соответствующего обращения. Характер помощи согласуется главами государств. О действиях, предпринятых для самообороны, сообщается в Совет Безопасности ООН.
Согласно договору, Россия может создавать военные и иные объекты на территории Беларуси для предотвращения и отражения агрессии, а также размещать свои воинские формирования. Статья 6 регламентирует использование ядерного оружия в качестве одной из мер реагирования на агрессию. Признается, что его применение является крайней и вынужденной мерой. Оно может быть применено в ответ на применение другого ядерного оружия, оружия массового поражения или угрозу с применением обычного оружия, если создается критическая угроза суверенитету или территориальной целостности. Порядок применения ядерного оружия устанавливается сторонами отдельно.
«У нас создана единая региональная группировка войск, и если кто-то пытается сказать, что таким образом Российская Федерация может оккупировать Республику Беларусь, — это полнейшая глупость. Все, что располагается на территории нашей республики, все, что прибывает сюда в рамках региональной группировки, подчиняется прежде всего нашему Генеральному штабу и нашему главнокомандующему — Александру Григорьевичу Лукашенко. Это тоже нужно понимать и осознавать», — подчеркнул Андрей Богодель.

Отдельно в договоре упоминается и вопрос санкций. Если против одной стороны применяются экономические ограничения, то другая может инициировать коллективное противодействие санкциям с использованием мер государственной экономической политики.
«Этот договор не замыкается на военной сфере, он намного шире и глубже. Это экономика, гуманитарная сфера. Эти вопросы, от военных до экономических, цепляют очень много задач, которые предстоит решить в будущем. Даже, допустим, та же тема импортозамещения — почему она поднимается? Потому что возвращение на наш союзный рынок каких-то иностранных компаний уже не так нам выгодно и интересно. Нам важно сохранить то, что мы достигли в плане экономической интеграции сегодня в ходе противостоянии санкциям, рестрикциям и так далее. Мы научились выживать, мы создали новые направления, некоторые важные вещи реанимировали», — заметил Александр Тищенко.
Президент Беларуси во время недавнего выступления в Совете Федерации в рамках официального визита в Россию подчеркнул: считаются только с экономически состоятельными, сильными государствами и союзами.

«Будем по одному — с нами церемониться не станут. Поэтому мы с Президентом России договорились вместе защищать наше общее Отечество. С принятием Военной доктрины и Концепции безопасности Союзного государства, Договора о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства мы вышли на беспрецедентный уровень стратегического партнерства и координации действий в военной сфере. Ключевые постулаты этих документов, такие как приоритет предупредительных мер, неделимая безопасность, равноправие и взаимный учет интересов всех государств, оформили союзный стандарт безопасности», — сказал Александр Лукашенко.
Как Беларусь и Россия намерены укреплять евразийскую безопасность
При этом Беларусь и Россия смотрят на эти вопросы гораздо шире. Не так давно они с привлечением международных экспертов инициировали Хартию многообразия и многополярности в XXI веке. По замыслу, этот документ должен ускорить процессы политической, экономической, иной консолидации для обеспечения безопасности, стратегической стабильности и прогрессивного развития стран и народов.
Мы видим данный документ всесторонним и всеобъемлющим, без привязки к конкретному региону, чтобы способствовать формированию консенсуса в сфере безопасности», — отметил глава белорусского государства на II Минской международной конференции по евразийской безопасности.
По мнению Президента, всеобъемлющая безопасность по определению должна давать гарантии государствам не только в военной сфере, но и в политической, экономической, информационной и других. И если смотреть под таким углом, становится очевидным масштаб охватившего планету кризиса. Фактически не осталось законных международно-правовых инструментов, формирующих гарантии в сфере военной безопасности.
По большому счету есть только два договора: о нераспространении ядерного оружия и о стратегических наступательных вооружениях. Да и те не работают: первый практически не выполняется, а второй морально устарел. Что особенно показательно, не ведется никакой работы по заключению новых соглашений в этой сфере. Значит, кому-то они не нужны. И это в первую очередь на совести политиков, но не военных, убежден белорусский лидер.
«Очевидно, что сегодня безопасность не может поддерживаться лишь на одном континенте. Мы выступаем за создание общего пространства доверия и сотрудничества между Западом, оставшимся в меньшинстве, и Глобальным большинством. За объединение стран не против кого-либо, а во имя общей цели, чтобы избежать фатального цивилизационного разлома. За возобновление действительно равноправного, взаимоуважительного и ответственного диалога», — заявил Александр Лукашенко.-0-
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.