Детство Ольги Минчук было опалено войной. На ее трудовую биографию выпали самые тяжелые годы строительства страны послевоенной разрухи. Женщина в голоде и в холоде в тяжелейших условиях работала за трудодни. При этом она осталасьпозитивным человеком, который ни минуты не может находиться без дела.
Пятилетнюю девочку застала война на ее малой родине — в деревне Замачулье Белыничского района Могилевской области.
— Мой отец был плотником и служил в стройбате. Мама, очень худенькая женщина, во время войны сама воспитывала семерых детей. Когда летели самолеты, мы бежали на окраину огорода, чтобы спрятаться в блиндаже. Маленький братик Саша постоянно хотел кушать. Чтобы накормить детей, мама варила нам овсяный кисель. Всем очень тяжело было, — вспоминает Ольга Александровна.
Немцы разбомбили дом. Жить было негде. Немного побыли у маминой сестры и возвратились на развалины родного селища. Там нашли большую скрыню. В ней дети и спали. Старшая сестра Лидия служила в Минске в зенитных войсках. Сестра Люся попала под обстрел вражеских самолетов, прячась от фашистов, долго лежала под мостом на льду. Была ранена в ногу, но ее спас врач. Уже после войны девушка заболела менингитом и умерла…
— Батька поехал за Люсей в больницу, а я радовалась, что на похороны принесут муку, мама испечет коржиков, и мы поедим. В то время мы, дети, мало о чем думали, кроме еды, — с болью в сердце рассказывает женщина.
Подростком Ольга ходила с матерью на ферму доить коров. Животные от истощения не могли стоять на ногах. После отела нужно было подоить корову, которая уже не вставала. Все махнули на нее рукой, но Ольга будучи очень смышленной, подставила под ее ногу доску и подоила. За этот изобретательный поступокее похвалил председатель и назначил извозчиком молока.
— После танцев мне очень хотелось спать, но надо было идти за конем и ехать по молоко. Вот, сижу на возу и дремаю. А, когда конь бежит с пригорка, от дребезжания бидонов я просыпалась, — делится эпизодом из юности собеседница.
Спустя три года она взвалила на себя тяжелую сумку почтальона. Газет в то время было немного, а вот письма едва вмещались. В толстых конвертах присылали открытки из Германии. Ежедневно Ольга Минчук проходила пешком десятки километров. Очень уставала, поэтому, когда подруга Надя предложила девушке поехать на Целину, та согласилась.
— В Костанайской области нас поселили в общежитие. Я работала в бригаде прицепщиком на тракторе. Весной, когда сеяли зерно, степи не было видно ни конца, ни края, — говорит героиня публикации. — В клуб на танцы собиралась молодежь со всего Советского Союза. Мы пошли туда, где стояли белорусы. Там я и познакомилась с парнем из Завойти.
Женщина считает, что эта встреча была предначертана судьбой. Она рассказала, что однажды в юности видела Митю в пророческом сне. Влюбленные встречались недолго. Молодой человек сделал предложение, и девушка согласилась на брак. На свадьбу были приглашены всего десять человек. Отпраздновали скромно, наварили картошки, раздобыли банку кислого молока, но было весело.
Затем молодожены переехали в Аркалык, где им выделили двухкомнатную квартиру. Супруги быстро обзавелись хозяйством. На руках женщины уже был маленький сын Коля, но ей приходилось ухаживать еще и за двумя поросятами и коровой.
— Через какое-то время Митя сказал, что нужно возвращаться на родину. Поехали к нему. Из Мозыря до Наровли плыли на корабле по Припяти. Тогда до Завойти не было современной дороги, ехали через греблю, а вокруг лес, лес, лес, — вспоминает свое первое впечатление о Наровлянщине женщина. — Все думала: куда я еду?…
Первое время в Завойти они жили у родителей Дмитрия Николаевича. Но в скором времени молодая семья приступила к строительству своего дома. Возводили жилье сами.
— В мае 1964-го я родила Сашу, а уже летом нужно было полоть колхозные бураки. Я взяла на поле маленького сына. Покормила его грудью, положила в кошель и накрыла тюлем, а сама принялась за дело. Когда закончила работу и подошла к малышу, он был весь обкусан мошками. Такая жытка была…
Все время супруги трудились не покладая рук. Дмитрий работал шофером, а Ольга помогала свекрови на ферме доить коров, а затем и сама устроилась работать телятницей. За сутки животные давали привес до килограмма. В то время колхозом «Красный боец» руководил Иван Бондаренко. Ольга Александровна одно время работала в бригаде, в которой мололи из лапок хвои витаминную муку для животных. Когда была бригадиром, ей приходилось в шесть утра идти на планерку получать «наряды», а затем заходить в каждый дом и просить людей выйти на работу.
Позже Ольга Минчук трудилась на свинокомплексе, которым заведовала Валентина Чугай. Работа была тяжелой, но ничего не поделаешь, «трэба было рабіць». Даже, будучи на пенсии Ольга Александровна продолжала работать — убирала в конторе.
Безусловно, труд Ольги Минчук был отмечен заслуженными наградами. Женщина кроме тяжелой работы в колхозе и бесконечной заботы о домашнем хозяйстве, успевала участвовать в художественной самодеятельности. В то время ансамбль «Завойтянка» насчитывал 23 участника. Песня и танцы в трудные времена помогали жить и самоотверженно трудиться.
— У меня уже две восьмерки есть, — шутит Ольга Александровна. — Свой день рождения я праздную каждый год. 19 августа за широким столом собираются сыновья, невестки, трое внуков и шесть правнуков.
Не в этом ли состоит истинное счастье? Кстати, женщина гостеприимная хозяйка, неустанная огородница и просто светлый и добрый человек. Ольге Минчук годы — не помеха, чтобы полноценно жить, трудиться на родной земле, радоваться каждому дню, делиться щедростью своей светлой души и учить всех нас ценить мир на земле и стабильность в обществе.
Ольга ПАРТЫКО, фото Виктора ПАВЛОВА и из архива семьи
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента