Многие жители Наровлянщины с теплотой в душе вспоминают Николая Марковского. В 80-е и 90-е годы Николай Мартинович стоял у руля района, принимал важные для нашего края решения. Как показало время, большинство из них были верными.

О том, что Николай Марковский ежегодно приезжает в Наровлю, я случайно узнала от Александра Синицкого, который все эти годы не теряет с ним дружбу. Сразу же возникло желание встретиться с бывшим руководителем района и узнать из первых уст, как в то время развивалась Наровлянщина, как преодолевались последствия страшнейшей катастрофы на ЧАЭС. И вот разговор состоялся: продолжительный, откровенный. Сидя на лавочке в тени деревьев городского парка, Николай Мартинович, вспоминая череду событий 40-летней давности, снова пережил весь спектр эмоций, которые он испытывал тогда. Безусловно, хотелось узнать информацию о самом герое публикации и том, какие пути привели его на нашу землю.
— В Лельчицком районе есть такая деревня Марковское. В ней я и родился, — рассказал собеседник. — В семье воспитывалось 10 детей. Я был старшим. Школа находилась далеко, добирался пешком, а затем — через реку на лодке и пароме. Из объявления узнал, что на Витебщине есть сельскохозяйственный техникум. Там получил специальность «агроном». После службы в Советской армии работал агрономом в Лельчицкой райгоссеминспекции, а затем трудился в родной деревне главным агрономом колхоза им. Калинина.
Николая Марковского многие отговаривали, говорили: «Как ты будешь работать, когда полдеревни родни». Но, как признался Николай Мартинович, это было его первое становление. Второе — Наровля, особенно период ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Переезду в Наровлянский район предшествовали работа в Лельчицком райкоме партии, учеба в Белорусской сельскохозяйственной академии, окончание высшей партийной школы, работа в обкоме партии.
— Все эти этапы дали мне понимание жизни и старт для дальнейшего профессионального роста, — говорит Николай Марковский. — Когда 17 августа 1982 года я приехал в Наровлю, все вопросы решал легко, потому что за плечами был наработан определенный опыт.
Первая должность в нашем районе у Николая Мартиновича — второй секретарь райкома Компартии Белоруссии. Спустя две недели ему доверили полномочия первого секретаря, так как основной работник уехал на учебу в Минск на два месяца. И он быстро ощутил, что гармонично вписался на новом месте.
— 2 января 1985 года на сессии райсовета я был избран председателем Наровлянского райисполкома, — вспоминает Николай Мартинович. — Это был период, когда ввели закон о борьбе с пьянством. Народ проявлял недовольство. Спиртного не хватало. На водку раздавали талоны, писались жалобы в райисполком. Проводились безалкогольные свадьбы, но на столы люди тайком в чайниках и графинах подавали подкрашенный алкоголь.
На район в год выделялось около 25 автомобилей. Это были «Москвичи», «Запорожцы», «Жигули». На покупку машин и получение квартир устанавливалась очередь. Некоторые хотели и то, и другое одновременно. Жаловались, приходилось с людьми разговаривать и убеждать немного подождать, и они соглашались.
Семья Николая Марковского в Наровлю влюбилась с первого взгляда. Супруги планировали остаться здесь навсегда, построить домик. Рядом река, лес, ягоды, грибы, чистый воздух, да и с местным населением они быстро нашли общий язык.
Стоит ли говорить, какие неимоверные испытания легли на плечи руководства и жителей Наровлянщины, когда 26 апреля 1986 года случилась катастрофа на ЧАЭС. Эвакуация, дезактивация, забастовки, митинги, принятие ответственных решений.
— Работа у меня практически не заканчивалась. Приходилось трудиться сутками, практически без сна, но я не жаловался и не уставал, делал все от меня зависящее, — отмечает собеседник. — В 1991 году в Наровле в работе сессии райсовета принял участие заместитель председателя Совета Министров БССР — председатель госкомитета по проблемам катастрофы на Чернобыльской АЭС Иван Кеник. Пройдя долгий путь преодоления последствий катастрофы, я уже имел большой практический багаж знаний и опыт работы непосредственно в «чернобыльском» районе, поэтому депутаты на сессии райсовета внесли предложение о выдвижении меня для работы в Госкомчернобыля. Предложение райсовета было поддержано. Так я стал работать заместителем председателя государственного комитета Чернобыля — начальником зон отчуждения и отселения.
Во время нахождения на этом высоком и ответственном посту Николай Мартинович все время проводил на загрязненной радионуклидами территории. Он стоял у истоков создания Полесского государственного радиационно-экологического заповедника, часто с рабочими визитами посещал Наровлянщину и другие пострадавшие от катастрофы районы.
Николай Мартинович являлся депутатом Верховного Совета БССР. За свой самоотверженный труд он награжден орденом «Знак почета», Почетной грамотой Верховного Совета БССР, Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь, а также двумя значимыми для него медалями — «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
— Вспоминая прожитое, понимаю, если вернуть время назад и те нагрузки, имея значимый определенный опыт, снова бы прошел тот путь. А с Наровлянщиной я никогда не расставался. Она стала мне близкой и дорогой. Я говорю своим родным: «У меня две малые родины: Лельчицы и Наровля», — признался Николай Марковский.
Ольга ПАРТЫКО, фото Виктора ПАВЛОВА