Так получилось, что в начале войны многие наши кадровые военные остались на оккупированной фашистами территории. Кто-то был в плену и бежал, кто-то пробирался из окружения, но фронт оказался так далеко, что выходить из него уже не имело смысла. Большинство этих солдат затем стали на путь партизанской войны, составив костяк бригад и отрядов. Одним из них был Иван Пузанов, командир в отряде 27-й Наровлянской партизанской бригады им. Кирова.

Родился Иван Пузанов в 1918 году в деревне Крупец Дмитровского района Курской области. В семье крестьянина-середняка Данилы и его жены Марфы Пузановых воспитывалось трое сыновей, Иван был старшим. Когда в 1929 году стали организовывать колхозы, Данила Пузанов, отец героя публикации, вступил в коллективное хозяйство, работал сначала агротехником на машинно-тракторной станции, а после прохождения курсов стал агрономом.
Иван окончил в родном селе начальную школу, потом 8 классов Дмитриевской средней школы, поступил на педагогический рабочий факультет. После рабфака его направили на десятимесячные курсы подготовки учителей при Дмитриевском педучилище, а потом — на работу учителем в Конышевский район Курской области.
Учительствовать ему долго не пришлось, в 1939 году героя публикации призвали в Красную Армию. Имея за плечами образование, после неудачной попытки поступить в Воронежское училище связи (из-за зрения не прошел комиссию), он попадает в полковую школу 320-го артиллерийкого гаубичного полка, где оканчивает курсы радистов и становится командиром отделения. В составе этого полка сержант Иван Пузанов встретил войну.
Полк размещался под Одессой. Сначала он был направлен в Бессарабию, а затем — под Смоленск, где ситуация для наших войск стала угрожающей. Здесь полк несколько раз попадает в окружение. Первый раз артиллеристы вырвались из него вместе со своей техникой — орудиями и тягачами. Во второй, когда у гаубиц закончились снаряды, командование отдало приказ взорвать оставшиеся пушки и тягачи, и, как пехота, прорываться к своим. В одном из прорывов через фашистский заслон немцам удалось «рассеять» наших солдат, и Иван Пузанов оказался в небольшой группе красноармейцев. Измотанные непрерывными боями и скитаниями по лесу, дождавшись ночи, солдаты залезли в стог сена, чтобы отдохнуть. Здесь они проявили беспечность, потому что проснулись от фашистских окриков. Оружие у них, сонных, нацисты отобрали и повели советских солдат в лагерь для военнопленных. Было это 10 августа 1941 года. Пробыв в лагере два дня, Иван Данилович с тремя товарищами бежал, но их опять поймали немцы, посадили в поезд и через Оршу и Минск повезли в сторону Польши, в пересыльный лагерь.
В сентябре 1941 года Ивана Пузанова вместе с другими пленными отправили в Германию. По пути ему удалось выломать оконную решетку и бежать. Стал скитаться по лесам, продуктов не было, оружия тоже, помогали, чем могли польские крестьяне. Через некоторое время будущий партизан встретил таких же, как он сам, бывших пленных красноармейцев. Им удалось достать оружие у польских крестьян. Они стали нападать на небольшие заводы, приемочные пункты, разрушали телефонную связь. Так продолжалось до лета 1942 года, а затем этот, уже небольшой отряд, решил двигаться на восток. На своем пути, который лежал от границы с Польшей через все Полесье, как вспоминал Иван Пузанов, они нигде не могли найти партизан, и только в Наровлянском районе им улыбнулась удача. 25 октября 1942 года в лесу между Хутор Лесом и Толстым Лесом произошла встреча армейских скитальцев с отрядом им. Кирова.
О том, как воевал Иван Пузанов в отряде, рассказывает наградной лист на орден Красной Звезды, к которому представили народного мстителя.
ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТА «Товарищ Пузанов И. Д. вступил в партизанский отряд в октябре месяце 1942 года. Участник боев с немецкой полицией в деревнях Белобережская Рудня и Мухоеды, где показал себя смелым и отважным партизаном. Он забросал дом гранатами, где было убито 4 и ранено 2 немецких солдата. Товарищ Пузанов проводил большую работу по вооружению и подготовке кадров для отряда. Участвовал в июне 1943 года в бою с мадьярами, где личным примером увлекал своих партизан. Участник боя по взятию м. Наровля. Со своей работой, как командир роты, справился хорошо. Товарищ Пузанов политически грамотный, делу Родины предан….»
Правда, Белорусское народное партизанское движение вместо ордена наградил Ивана Пузанова медалью «За отвагу». Кстати, здесь, на Наровлянщие, Иван Данилович вступил в партию.
Когда в 1943 году начала формироваться 27-я партизанская бригада им. Кирова, Владимир Яромов выделил группу партизан во главе с Иваном Пузановым для организации отряда. Эта группа с 30 мая 1943 года стала отрядом им. Суворова, в котором Иван Данилович командовал одним из его подразделений. До самого освобождения Наровли и до расформирования бригады Иван Пузанов был в составе командования партизанского отряда. После этого, еще некоторое время, он служил командиром истребительного батальона города Наровли, а затем был призван в действующую армию.

Иван Пузанов вспоминал свою армейскую профессию артиллериста в 59-м гвардейском артиллерийском полку 33-й дивизии. Части дивизии летом 1944 года были направлены в состав 1-го Прибалтийского фронта и приняли участие в ожесточенных боях в Литве. Здесь Иван Пузанов вновь попал в окружение. На его полк пришелся танковый контрудар фашистов, чтобы спасти окруженные в Прибалтике войска. Несмотря на упорное сопротивление наших солдат, немцы окружили части полка, и оставшимся в живых артиллеристам опять, как и в 1941-м, пришлось выходить из окружения мелкими группами.
После переформирования — снова бои в Прибалтике, а затем — в Восточной Прусии и штурм города Кенигсберга. На побережье Балтийского моря война для Ивана Пузанова закончилась. После Победы он вернулся на родину. Его направили на работу в Дмитриевскую школу учителем начальной военной подготовки и физики, а с 1961 года герой публикации перевелся в свое родное село Крупец, где трудился еще 12 лет. Коллега, которая работала несколько лет вместе с ним, вспоминала: «Я пришла в Крупецкую восьмилетнюю школу совсем молодой и опыта набиралась от замечательных людей — педагогов с большой буквы — И.Д. Пузанова и других фронтовиков-учителей. Все они прошли войну, имели за плечами трудные педагогические будни. Иван Данилович советовал, как правильно организовать внеурочную деятельность, так как у него был большой опыт классного руководства. Помогал советом и делом. Дети любили его, родители уважали, сослуживцы прислушивались к советам. Я благодарна судьбе, что работала со «старой гвардией» педагогов и научилась у них многому».
К сожалению, «старой гвардии» уже нет в живых, но память о них мы обязаны хранить.
Василий ЧАЙКА, фото из открытых интернет-источников