«Диктант с продолжением» прошел в девятый раз и был посвящен 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и Дню Конституции Республики Беларусь.

По итогам соревнований диплом I степени завоевала Кристина Ярец (11-й класс, гимназия Светлогорска), дипломы II степени у Артема Бондаренко (11-й класс, гимназия № 14 Гомеля) и Дарьи Соснок (10-й класс, Речицкий районный лицей). Дипломами III степени будут награждены Алексей Красковский (5-й курс, Специализированный лицей при Университете гражданской защиты МЧС) и Мария Синяк (10-й класс, СШ № 13 Мозыря), а также Дина Сенько (10-й класс, СШ № 34 Гомеля).
Лауреатами конкурса стали Гордей Ковальков (5-й курс, Специализированный лицей при Университете гражданской защиты МЧС), Ангелина Силаева (9-й класс, Гусевицкая средняя школа Буда-Кошелевского района), Егор Гринкевич (9-й класс, Гомельская Ирининская гимназия), Ирина Смелова (10-й класс, Чеботовичская средняя школа Буда-Кошелевского района), Александра Булова (10-й класс, гимназия Петрикова), Анастасия Роговская (8-й класс, Хальчанская базовая школа Ветковского района), Ксения Еронина (11-й класс, гимназия № 14 Гомеля), Полина Смарцелова (11-й класс, гимназия № 1 Жлобина), Анастасия Денискова (11-й класс, СШ № 38 Гомеля).
В специальных номинациях отмечены: «За оригинальность и творческий подход» – Карина Макаревич (9-й класс, гимназия Ветки); «Будущее страны в надежных руках» – Ульяна Брижевская (9-й класс, СШ № 9 Мозыря); «За глубокое раскрытие темы» – Камилла Зингер (10-й класс, СШ № 51 Рогачева).
Поощрительные грамоты присуждены Злате Казанцевой (11-й класс, гимназия № 46 Гомеля имени Блеза Паскаля), Виктории Агиевич (11-й класс, Коленская средняя школа Житковичского района), Софии Лагойкиной (11-й класс, гимназия Чечерска), Марии Чернушевич (9-й класс, СШ № 11 Светлогорска), Софье Бацунковой (9-й класс, Гомельская Ирининская гимназия), Ксении Коленко (10-й класс, Урицкая средняя школа Гомельского района), Алине Сидорейко (10-й класс, СШ № 57 Гомеля), Дарье Пешкун (11-й класс, Микуличская средняя школа Брагинского района), Анастасии Беккер (11-й класс, Ровковичская средняя школа Чечерского района), Валерии Бортневской (10-й класс, гимназия № 51 Гомеля).
Грамоты за активное участие получат Виктория Шевко (10-й класс, гимназия Калинковичей), Полина Богданова (11-й класс, Гомельский городской лицей № 1), Ксения Юдицкая (9-й класс, СШ № 2 Наровли имени И. М. Шаврея), Варвара Дегтярева (8-й класс, Крупецкая средняя школа Добрушского района), Алексей Зеленков (9-й класс, СШ № 72 Гомеля), Ангелина Саскевич (9-й класс, Озеранская средняя школа Житковичского района), Игнатий Тальчук (10-й класс, гимназия № 51 Гомеля).
Работа победителя конкурса Кристины Ярец
О героях говорим без конспектов
Сегодня будущей учительнице начальных классов Надежде Алексеевне (так теперь называли Надю ученики) предстояло провести урок «Когда последние герои дорогой вечности уйдут».
Студентка-практикантка готовилась основательно. Несколько дней она просидела в библиотеке, даже съездила домой, в деревню, чтобы найти фотографии дедушки-фронтовика и школьные записи, оставшиеся после встреч с ветеранами.
Однако все старания оказались напрасны: непутевая соседка по комнате в общежитии случайно забрала материалы Нади.
По школьным ступенькам Надежда Алексеевна впервые поднималась без улыбки. Ей хотелось зареветь от досады, но дети могли заметить красные глаза.
На минуту Наде показалось, что выход есть. Урок ведь можно перенести! Но, увидев, с каким интересом ее ждали мальчишки и девчонки, начинающий педагог решила не трусить. Ведь она – наследница героев, которые, не задумываясь, отдавали свою жизнь за Родину. Учителя и родители старались вырастить ее настоящим патриотом, который знает свою историю, чтит память предков. Патриотом, которому есть что рассказать подрастающему поколению и без конспектов.
Поэтому Надя собрала волю в кулак и начала урок.
Она рассказывала не по записям, а по памяти – горячо, искренне, с дрожью в голосе. Перед глазами вставали картины: холодные окопы, гул самолетов, тревожные письма с фронта, голод, холод, смерть. Она говорила о тех, кто ушел, не дождавшись Победы, о тех, кто вернулся, но так и не смог забыть войну.
В ее памяти хорошо отпечатался момент, когда зимними вечерами она сидела рядом с дедушкой у печки. Он редко говорил о войне, но иногда, когда за окном завывал ветер и пламя в печи тихо потрескивало, начинал рассказывать. Эти рассказы были не просто историей, они были воспоминаниями, наполненными болью и страхом.
Однажды, когда она была еще совсем девочкой, дедушка посадил ее рядом и долго молчал, глядя в огонь. Потом тяжело вздохнул и заговорил:
– Знаешь, Наденька, война – это не кино, не книжки. Это когда ты идешь по снегу, а рядом лежит товарищ и ты не можешь остановиться, даже чтобы проститься. Это когда письма от матери бережешь как самую дорогую награду, а ночью читаешь их под одеялом, чтобы никто не видел, как у тебя слезы текут. Это когда понимаешь, что каждая минута твоей жизни может стать последней.
Он рассказывал о том, как в семнадцать лет вызвался добровольцем на фронт, как ехал в теплушке с такими же мальчишками, как мечтал вернуться в родную деревню, где остались его мать и младшая сестра. Он не был знаменитым героем, его имя не попало в учебники, но именно такие, как он, приближали Победу своим мужеством.
– Однажды под Сталинградом, – продолжал он, – мороз стоял лютый, да еще и снегом замело окопы так, что выбраться было трудно. Немцы окружили нас, патроны на исходе, еды почти не осталось. Наши не знали: живы мы или нет? Тогда я решил с двумя товарищами ночью пробраться через немецкие посты. Боялись, что не вернемся. Но Бог спас! Нам удалось достать боеприпасы и немного хлеба.
Этот хлеб был черствым, с липкими следами грязных пальцев. Крошечный ломтик переходил из рук в руки. Глаза товарищей, усталые, следили за каждой крошкой, но никто не жаловался.
Вчера нас было пятеро. Сегодня – трое. Остальные ушли в снег, в холодную темноту войны. Осталась только тишина, пронзительная, как зимний ветер, и этот кусок хлеба – последняя черта между жизнью и смертью. Один бережно отламывает, кладет в рот, медленно жует, будто хочет растянуть мгновение. Второй берет следом, но тут же прячет под шинель для тех, кто еще жив.
Голод стягивает нутро железной хваткой, но все молчат. Делят. Иначе не можем!
Эти несколько кусков хлеба и горстка патронов помогли нам продержаться до прихода подкрепления.
Эту историю Надежда помнила так ясно, словно дедушка рассказывал ее вчера. Теперь, стоя перед классом, она поняла, что должна передать эту память младшему поколению.
Она вспомнила книгу Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Как похожи были судьбы ее дедушки и тех молодых девушек-зенитчиц, которые пошли на верную смерть, чтобы защитить Родину. Она взяла книгу и прочла ребятам:
– Умирать им было рано, слишком рано. Но они умерли. Потому что так надо было.
Тишина в классе была такой, что, казалось, слышно биение сердец. Дети слушали затаив дыхание. Эти слова были наполнены болью. Они заставили ребят по-настоящему осознать, какой ценой досталась Победа.
Кто-то украдкой вытирал слезы, кто-то крепко сжимал карандаш. Надежда Алексеевна видела: они понимают, они чувствуют.
Ведь память – не в бумагах, не в фотографиях. Она живет в сердцах, в словах, в том, что передается от поколения к поколению. И пока есть кому помнить – герои будут жить.