Когда речь идет о первом классе, большинство родителей концентрируется на знаниях и умениях. При этом эмоциональная сторона почему-то теряется. А ведь все новое сложно для взрослого, что уж говорить о ребенке. Конечно, стресса от начала школьной жизни избежать не удастся, но его можно успешно минимизировать. Что же советует психолог?

Только представьте: еще вчера главным занятием ребенка была игра, где он чувствовал себя беззаботным и веселым, и вот теперь малыш стал первоклассником. Много раз родители повторяют ему: «ты уже взрослый», «ты теперь пойдешь в школу», «это тебе не детский сад», «в школе все серьезно», «будь внимательным и умным».
В жизни ребенка меняется очень многое, а он слушает и не все понимает. Да, ему хочется повзрослеть, но пока не ясно, как это и от чего конкретно зависит его «взрослость». Малыш понимает, что надо слушать учительницу и быть умным, но не понимает, как это можно сделать. На него, еще маленького, но уже взрослого, свалилось сразу много информации и правил. Возросли требования, появляются новые обязанности и ограничения. И эти правила не всегда совпадают с непосредственными желаниями и интересами ребенка.
— Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, переживают все первоклассники. Продолжительность привыкания малыша к новой для него жизни может занять от нескольких дней до 6-7 месяцев, — рассказывает психолог Наровлянской ЦРБ Виктория Расулова. — Большинство учащихся 1-х классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Некоторым детям это дается чуть сложнее. Длительность периода адаптации зависит от характера ребенка, степени его психологической готовности, уровня сложности получения знаний, личностных качеств педагога. В первые месяцы для первоклассника очень важна поддержка семьи: родителей, старших братьев и сестер, бабушки с дедушкой.
Виктория Ивановна отмечает, что есть несколько признаков, которые позволяют понять, что ребенок освоился в новой среде и дополнительной помощи в адаптации ему не требуется:
— он с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные и неловкие моменты. Но при этом он четко понимает, что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений;
— после занятий нет выраженной усталости. Ребенок активен, у него сохраняется отменный аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость;
— появились новые друзья, о которых первоклассник с удовольствием рассказывает;
— ребенку нравятся педагоги и процесс получения знаний;
— у малыша отсутствует желание вернуться в детский сад.
Первый год обучения иногда определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника. Социальная адаптация ребенка в первом классе пройдет гораздо легче, если дошкольника заранее научить без проблем справляться со своей одеждой: застегивать пуговицы и завязывать шнурки, правильно надевать верхнюю одежду. Школьник должен уметь общаться со взрослыми, ориентироваться внутри и снаружи зданий.
— Формируйте у ребенка положительный настрой на учебу в школе. Не пугайте его критикой и оценкой учителя. Не говорите о школе и об учителях плохо в присутствии ребенка. Ваше спокойное отношение к школьным заботам поможет малышу решать трудности без паники, — подчеркивает специалист.
Психолог считает, что также немаловажно научить ребенка обращать внимание на процесс обучения, а не учиться только ради оценки. Нужно пояснить, что учеба приводит к разносторонним знаниям и навыкам, а уже потом к результату. Важно научить чувствовать связь между процессом и результатом.
— Верьте в своего ребенка, доверяйте ему. Не сомневайтесь в его способностях. Если у вас будет правильный настрой на успех вашего первоклассника, то и у него будет все благополучно. Любите своего ребенка таким, какой он есть! Ребенок должен понимать и чувствовать, что родительскую любовь нельзя «купить» хорошими результатами и примерным поведением. Обязательно хвалите его, поощряйте старания и усилия, — рекомендует Виктория Расулова.
А еще нужно не забывать говорить слова любви и чаще обнимать сына или дочку, чтобы не возникло ощущение, что родительская любовь уже не для школьников. Уважайте своего ребенка, его мнение, желания и чувства. Не завышайте свои требования по отношению к нему. Не критикуйте за неудачи и плохое поведение. Не сравнивайте с другими детьми в грубой форме.
Первый класс — настоящее испытание для всей семьи. Но если семья сплоченная, вместе можно преодолеть все сложности. Если тревога все-таки окажется сильнее вас, обращайтесь к психологу, специалист поможет разобраться в причинах такого состояния.
Алеся ЛИТВИН