Новогоднее меню принято в семье обсуждать заранее. У современного поколения белорусов оно тоже, по большей части, современное, но и «старые знакомые» новогоднего стола не спешат сдавать своих позиций. Об их истории наша публикация.

Символами новогоднего стола в СССР являлись мандарины, «Советское шампанское», салаты «Оливье» и «Селедка под шубой».

Родиной мандаринов является Китай, документальное упоминание о них относится к 1178 году. Это вечнозеленое дерево, которое растет в высоту до пяти метров, может принести за сезон несколько тысяч плодов. Слово «мандарин» пришло в Европу из португальского языка, где оно обозначало государственного чиновника феодального Китая.

Условия созревания мандаринов на территории бывшего СССР не очень подходят для этого фрукта, лучше всего они растут в Абхазии и полностью созревают только в декабре. Это одна из главных причин, почему мандарин стал так распространен в Новый год. Всем хотелось иметь на своем столе свежие фрукты, аромат которых напомнил бы прошедшее, прожитое лето. Ведь, по сути, это был фактически единственный «доживший» до зимних холодов фрукт. Редко у кого в то время могли до Нового года сохраниться яблоки, да и вид у них уже был совсем не тот — он не шел ни в какое сравнение с ароматом и свежестью мандарина. Многим из нас с детства запомнилось, с каким трепетом вскрывали новогодние посылки от родственников из «больших городов», предвкушая достать из надежно забитого гвоздями фанерного  посылочного ящика мандарины. Они для нас, старшего поколения, не только новогодний атрибут, но еще и символ счастливого детства.

К салату «Оливье» на новогоднем столе готовились, если можно так сказать, сразу после Нового года. Потому что, во-первых, нужно было где-то «достать» зеленый горошек для него. Если уж повезло купить импортную венгерскую банку зеленого горошка фирмы «Глобус», то она тут же (если, конечно, в этом году не предвиделось значимого семейного праздника), отправлялась на полку до следующего Нового года.

Салат «Оливье» был изобретен владельцем ресторана «Эрмитаж», поваром французского происхождения Люсьеном Оливье в 1860-х годах. Ресторан ориентировался на русских купцов, и Люсьен Оливье придумал специально для них блюдо, которое называлось «Майонез из дичи». Потом блюдо стало называться «Салатом из дичи». Под таким именем оно попало в известное издание советской эпохи «Книгу о вкусной и здоровой пище», выдержавшей не одно переиздание. Основной ингредиент для этого салата — майонез «Провансаль», родиной которого была провинция Прованс во Франции. Сначала майонез с трудом приживался в СССР, но, благодаря рекламе, которую активно продвигало правительство, вскоре он стал дефицитным товаром, несмотря на то, что производство его с 1936 года (именно он считается годом выпуска майонеза в СССР), выросло в сотни раз. Так же, как и баночки зеленого горошка «Глобус», стеклянная баночка с надписью «Майонез Провансаль» береглась к Новому году для салата «Оливье». Все остальное — соленые огурцы, картофель, морковь, яйца и вареную колбасу — можно было взять из домашних запасов или купить в магазине.

«Селедка под шубой» или, как у нас говорили, «Шуба». Главный продукт этого ингредиент — сельдь, которой в СССР было столько, что могут позавидовать даже наши изобильные на рыбу и морепродукты времена. А уж по качеству, я думаю, современная сельдь уступает однозначно. Только при одной мысли о селедочке «Иваси» сразу добрым словом вспоминаешь советское рыбное хозяйство.

Историй происхождения рецептов этого салата несколько, но большинство историков кулинарии все-таки склоняются к тому, что салат этот появился случайно в 60-х годах ХХ века в результате экспериментов советских домохозяек с винегретом. Готовить салат «Селедка под шубой» просто. Сначала отвариваются овощи, а затем на дно блюда укладывается  кусочками сельдь, а потом слоями: лук,  натертые картофель, морковь, яйца, свекла. Каждый слой промазываем майонезом и ставим в холодильник.

И, конечно, куда без шампанского?! Впервые выпуск этого игристого вина в России удалось наладить князю Льву Голицыну. Более того, его он представил на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1900 году. Здесь оно на дегустационном конкурсе завоевало гран-при и большую золотую медаль. После революции про то, что в России делалось шампанское, на время забыли и только в 1924 году решили восстановить его производство. Но технология к этому времени была утеряна. Восстановить ее поручили ученому-виноделу, директору совхоза «Абрау-Дюрсо» Антону Фролову-Багрееву. Он знал технологию, по которой его делал Лев Голицын. Усовершенствовав ее, ему удалось наладить производство игристого вина. 36 тысяч бутылок «Советского шампанского» — таков был первый тираж — удалось выпустить в 1928 году. Понадобилось еще несколько лет, чтобы этот напиток стал общедоступным.

В одном из документов записано следующее: «Товарищ Сталин сказал, что стахановцы зарабатывают сейчас много денег, также много зарабатывают инженеры и трудящиеся. И если они захотят шампанского, смогут ли они его достать? Шампанское ведь, — это признак материального благополучия и зажиточности». В 1936 году было принято постановление о массовом производстве шампанского. В 1980 году его было произведено в СССР 177 миллионов бутылок.

Скоро Новый год, и мне кажется, что старым рецептам, привычным блюдам и традиционным напиткам найдется место на наших новогодних столах среди модных канапе и брусккет. Ведь это так вкусно, а еще погружает нас в воспоминания о тех временах, когда елочные огни сияли ярче, а предвкушение праздника и вера в чудеса были так крепки.

Василий ЧАЙКА, фото из открытого интернет-источника