
Министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков, отвечая на вопросы журналистов, прокомментировал закрытие Польшей границы с Беларусью, передает корреспондент БелТА.
В первую очередь министр обратил внимание на очевидную беспочвенность заявленных польской стороной опасений по поводу учений «Запад-2025», из-за которых якобы принято решение закрыть границу с Беларусью. Ведь число участников учений из Беларуси — около 10 тыс. военнослужащих. Для снижения градуса напряженности Беларусь приняла решение о переносе основных маневров вглубь страны, подальше от границы с ЕС, «чтобы, не дай бог, кто-то не усмотрел в учениях что-то агрессивное», подчеркнул министр. Более того, для наблюдения за учениями были приглашены представители зарубежных стран, в том числе НАТО.
При этом у западных границ Беларуси страны ЕС проводят учения с привлечением 30-40 тыс. военнослужащих и огромной численности вооружений, техники, перебрасываемой из других стран ЕС. «И при этом польская сторона обвиняет нас, что мы своими учениями создаем большую опасность для Польши и других стран Европейского союза! Либо Польша так не уверена в своих Вооруженных силах и считает, что данный расклад — в пользу Беларуси?» — предположил глава МИД.
Если посмотреть на решение польских властей с точки зрения простых людей, ничего хорошего в нем нет. «Этот шаг антинародный в первую очередь. Он направлен против простых людей, которые заблаговременно для себя определили маршруты поездок к родственникам, близким, с туристической целью», — сказал Максим Рыженков. Тем самым польские власти демонстрируют простым людям в Беларуси и Польше свое истинное лицо. «Какое отношение у наших граждан после этого к Польше? Какой имидж у польского государства?» — риторически спросил он.

По словам министра, ранее польские представители на переговорах с белорусскими просили снизить в СМИ градус антипольских настроений. Как видно из нынешней ситуации, сделать это усилиями белорусской стороны невозможно. «Вы же сами создаете повод, который позволяет нашим гражданам так думать. Вот очередной повод, — сказал министр про закрытие границы. — Не надо придумывать никаких антипольских вещей. Польша сама на свой имидж работает в негативном свете».
Министр подчеркнул, что у решения о закрытии границы есть и серьезные экономические последствия, негативные прежде всего для самой Польши. «Мы посчитали, что за месяц через границу Беларуси и Польши на запад идут грузы, практически три четверти грузов — китайского происхождения. Вот вам ответ, против кого направлено в том числе это решение, — обратил внимание глава МИД. — Вот вам очередной пример недобросовестной конкуренции». По его словам, в Польшу через Беларусь поставляется около 400 тыс. т грузов в месяц, и это товары и продукция, которых ждут местные предприятия и потребители. «Это решение Туска (о закрытии границы с Беларусью. — Прим. БЕЛТА) — оно еще и против польских предпринимателей, людей», — сказал министр.
Одновременно объем поставок белорусских товаров через границу с Польшей всеми видами транспорта — это, по его словам, «ничтожные цифры в торговом обороте Беларуси, который приближается к $100 млрд в год».
То есть для Беларуси закрытие границы будет не настолько чувствительным, как это представляется польской стороне. А вот интересы многих других государств это решение затронет в гораздо большей степени, уверены в МИД.
«Это удар по Китаю, Казахстану, России, странам Азии… И это удар по товарам западных государств, которые также идут в том направлении, прежде всего по Германии, Франции, Италии, Нидерландам. Если Польша такая умная своим решением решила наказать Беларусь, то на самом деле получилось все наоборот: наказали себя, своих партнеров и достаточно сильные стороны мировой политики, с которыми придется иметь дело дальше», — резюмировал Максим Рыженков.