Ровно год назад начала работать масштабная система, которая позволила дать отпор аферистам и сохранить деньги белорусов на законных счетах. Созданная во исполнение Указа Президента «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям», она позволяет сотрудникам милиции и работникам банков оперативно обмениваться информацией. А время — это именно то, в чем нуждаются мошенники, чтобы успеть вывести за рубеж похищенные деньги. Какие неудобства система создала для злоумышленников?

Количество киберпреступлений снизилось

Банковская система Беларуси не дает возможности прямого вывода похищенных денег на иностранные счета. Поэтому некоторое время мошенники «гоняют» их по счетам местных финучреждений, запутывая следы. На этом этапе средства еще можно вернуть владельцам. Определить подозрительное движение, остановить его и тем самым сохранить деньги призвана автоматическая система обработки инцидентов Национального банка (АСОИ).

Работает она следующим образом. Как только человек понимает, что стал жертвой мошенников, ему нужно быстро обратиться в милицию. В любой точке страны оперативники собирают максимальную информацию о дате, времени, сумме списания и по каналам ведомственной сети передачи данных предоставляют в МВД. Специальный отдел принимает эти сведения круглосуточно и без выходных.  

Сотрудник создает «инцидент» в системе Нацбанка, где тоже есть беспрерывно работающий отдел. Начинаются разбирательства. В течение часа становятся известны сведения о держателе счета, на который поступили похищенные деньги. Как правило, это пособники преступников.

Есть и другой путь: подозрительные переводы настораживают банковские антифроды — специальные программы с элементами искусственного интеллекта. Банки имеют право заблокировать на пару дней счета, чтобы узнать, согласен ли с транзакциями владелец денег.

— Благодаря системе нам удалось не только стабилизировать ситуацию, но и преломить ее в свою пользу, — обращает внимание заместитель начальника главного управления по противодействию киберпреступности МВД Александр Рингевич.— В январе 2024 года зарегистрировано около 1200 киберпреступлений, прирост по отношению к аналогичному периоду 2023‑го составил почти 30 процентов. Во втором полугодии 2024‑го, когда система заработала в полную силу, рост удалось замедлить до 9,9 процента. Что касается текущего года, то в январе зафиксирован пусть небольшой, но спад количества киберпреступлений — на 2 процента. Уверен, что эта тенденция продолжится.

Александр Рингевич.

Бег наперегонки

Однако не стоит расслабляться: мошенники не оставляют попыток выманить деньги у белорусов. Но им приходится все тяжелее. Об этом говорят не только их жалобы в локальных чатах, но и изменения в структуре преступности.

— Мы наблюдаем, как злоумышленники пытаются мигрировать из одного банка в другой, пользоваться иными финансовыми инструментами, — акцентирует внимание Александр Рингевич.

— Раньше большинство преступлений составляли хищения: злоумышленники под разными предлогами получали доступ к банковским счетам граждан и «угоняли» с них средства. Сейчас костяк киберпреступлений составляют именно мошенничества — обман доверия людей, когда их вынуждают самостоятельно передавать деньги. При этом мошенники стараются минимально задействовать банковские карты. Например, они убеждают жертв снять наличные и отправить их на «защищенный счет» через инфокиоск. 

Или под каким‑нибудь предлогом требуют перечислять средства на белорусские карты, но мелкими платежами — так меньше шансов, что система «насторожится».

Незримое соревнование не прекращается: мошенники выискивают разные лазейки в защите — банки и сотрудники МВД стараются не только их перекрыть, но и опередить злоумышленников. Поэтому система противодействия постоянно совершенствуется.

— Каждое новое преступление мы разбираем, как говорится, на молекулярном уровне, чтобы понять, каким образом действовал мошенник и что мы можем предпринять. Варианты защиты предлагаем банковскому сообществу. Специалисты смотрят, адаптируют, реализовывают. Они тоже вырабатывают новые меры — для этого в банках существуют департаменты по безопасности. Такая работа ведется ежедневно, — отмечает Александр Рингевич.

В милиции добавляют: ключевой момент — работать так, чтобы принимаемые меры никак не отразились на комфорте пользователей банковских услуг — тех, кто не задействован в противоправных схемах. Меры безопасности и защиты должны быть как здоровье: если мы о них не задумываемся, значит, они есть.

Инвестирование, декларирование, предоплата

Впрочем, если человек твердо решил отдать свои деньги, его не остановит никакая система. Бывает и так, что банки видят подозрительные переводы, блокируют их, приглашают в офис владельца и пытаются донести, что он стал жертвой мошенников. И все бесполезно! Начальник отдела реагирования на компьютерные угрозы управления защиты информации Национального банка Дмитрий Курило вспоминает случай, как четырежды блокировалось движение денег — и четыре раза владелец требовал проведения транзакции. Итог, конечно, был закономерным: деньги ушли к мошенникам.

Особенно это касается так называемого инвестирования, когда преступники выдают себя за финансовых брокеров и делают невероятно выгодные предложения. Стремясь быстро разбогатеть, люди вкладывают значительные средства, по настоянию злоумышленников постоянно пополняют счета. Чем еще привлекателен этот вид мошенничества — он позволяет выиграть достаточно времени, поскольку «развод» порой длится месяцами.

В Нацбанке подсчитали: в 2024 году общая сумма ущерба, причиненного мошенниками, составила 48,8 миллиона рублей. С марта по декабрь благодаря системе удалось предотвратить хищение 5,7 миллиона рублей. Благодаря АСОИ приостановлены 5834 подозрительных перевода.

— Во второй половине прошлого года, с достижением АСОИ максимальной эффективности и получением возможности найти и нейтрализовать все подставные счета, значительно сократилось количество лиц, задействованных в выводе денег. Если раньше они «перегонялись» по цепочкам из 5 — 10 счетов, то теперь мошенники сократили их до 1 — 2 счетов, — обозначает новые тенденции Дмитрий Курило.

Завершающим элементом цепочки все чаще становился криптовалютный счет. В связи с этим выработан взвешенный подход к определенным сделкам — порядок определен Указом Президента № 367 «Об обращении цифровых знаков (токенов)». Указ запрещает физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям — резидентам ПВТ, покупать и продавать криптовалюту вне белорусских криптобирж или криптообменников. Это помогает предотвратить вывод из страны похищенных денег путем их обмена на зарубежных криптоплощадках.

В Нацбанке выделяют три вида мошенничества, на которых сейчас сосредоточились злоумышленники: инвестирование, декларирование и предоплата товаров по заниженной цене.

— Злоумышленники постоянно выискивают новые сценарии обмана. Насторожить должно любое предложение, связанное с деньгами. 

Снять, перечислить для декларирования, проверки на законность — вариантов множество, — призывает быть внимательными Александр Рингевич. — При этом преступники действуют быстро, напористо и даже нагло, пугают обысками и конфискацией, оказывают давление, не позволяя потенциальной жертве выдохнуть. Но подумайте сами: разве милиция в поисках улик совершенного преступления станет заранее предупреждать подозреваемых об обыске?

В ТЕМУ

Глава государства подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности». Среди новелл — усиление противодействия киберпреступности. Так, возможно наложение ареста на денежные средства, являющиеся предметом преступления. Закрепляется также механизм блокирования номеров мобильных телефонов, фишинговых сайтов, иных интернет‑ресурсов, используемых злоумышленниками в преступных схемах.

ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ

Неподъемная «кредитная нагрузка»

Неизвестный позвонил 36‑летнему минчанину, представился работником банка и сообщил, что злоумышленники оформили на него несколько кредитов. Затем последовала история о предстоящем обыске и необходимости задекларировать сбережения — перевести их на защищенный счет. Чтобы это сделать, потерпевшему пришлось отправиться в соседнюю страну — «банковский сотрудник» обосновал эту необходимость тем, что на территории Беларуси для него заблокированы все транзакции.

По возвращении домой жертву убедили увеличить кредитную нагрузку и взять заем — якобы для того, чтобы мошенники не смогли оформить на него новые кредиты. Часть этих средств он перевел добровольно, уже находясь в Беларуси. А когда деньги с карты начали списываться без его участия, понял, что стал жертвой обмана. В общей сложности минчанин отдал аферистам 130 тысяч рублей.

Мамину машину — в ломбард

23‑летний житель столицы перевел на счета трейдинг‑мошенников более 25 тысяч рублей. На сайте он познакомился с девушкой, которая якобы занималась криптовалютой и предложила ему попробовать такой вид заработка. Вскоре с парнем связался финансовый специалист, по совету которого минчанин перечислил 500 рублей для открытия трейдингового счета. Затем «для быстрого обогащения» ему порекомендовали внести на счет 3 тысячи долларов. Такой суммы у молодого человека не было, поэтому он взял в банке кредит на 13 тысяч рублей и перевел их на криптокошелек.

Затем кураторы убедили минчанина в том, что он превысил лимит сделок и обязан заплатить штраф и страховку — почти 4 тысячи долларов. Парень сдал автомобиль матери в ломбард, продал некоторые вещи из дома и оформил в лизинг два мобильных телефона, которые в последующем продал. Все вырученные средства он внес на счет. Когда вывести «заработок» на банковскую карту не удалось, минчанин осознал, что стал жертвой мошенников.

Замена счетчиков за 4 тысячи рублей

72‑летней пенсионерке на домашний телефон позвонил неизвестный и представился сотрудником «Минскэнерго». Под предлогом замены счетчиков он узнал личные данные пенсионерки. Через несколько минут ей поступил звонок от якобы милиционера — тот сообщил, что с использованием данных пенсионерки ведутся переводы на иностранные счета. Это значит, в ближайшее время к ней домой придут с обыском и конфискуют все имеющиеся деньги. Чтобы этого избежать, необходимо задекларировать всю наличность. Пенсионерка испугалась и перевела на счет мошенников более 4 тысяч рублей. После получения денег аферисты перестали выходить на связь.

sb.by