Грушевка расположена в 20 км на юго-запад от Наровли. Это особое место для жителей: такого другого нигде больше нет. В Грушевке проживают как православные христиане, так и католики, но по вероисповеданию на «своих» и «чужих» в деревне не делят. Вместе возделывают землю, чтут традиции предков, радуются каждому дню.

Вехи истории

По письменным источникам населенный пункт известен с начала XIX века, как деревня в Наровлянской волости Речицкого уезда Минской губернии. В 1811 году деревня находилась во владении помещика Гольста. В 1825 году ее купил С.И. Горватт.

По тем меркам село было немаленькое. В 1897 году в населенном пункте проживало

314 человек. А по религиозным убеждениям жители были католики.

В 1931 году в Грушевке был организован колхоз «Коминтерн», работали кузница и шерсточесальня. Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты полностью сожгли деревню. 43 жителя Грушевки погибли на фронте.

Согласно переписи 1959 года населенный пункт был центром колхоза им. Фрунзе. Здесь проживало 748 жителей. Работали начальная школа, Дом культуры, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, магазин, отделение связи.

Люблю тебя, мой край родной!

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

В Грушевке насчитывается 68 дворов, численность населения составляет 154 человека. Летом деревня особенно оживает: сюда приезжают дети и внуки местных жителей, дачники. Места здесь красивые. Местная власть о небольшой деревушке не забывает, все делает для того, чтобы жители не чувствовали себя обделенными. Это тем более важно, что в Грушевке живут в большинстве люди пожилые, преклонного возраста, как же о них не беспокоиться? Отдельных слов признательности за старание, любовь к людям и нажитому месту заслуживает социальный работник и староста Елена Зелечонок. Она и сама, и других сельчан всегда призовет по силам какую-то работу выполнить. И, несмотря на солидный возраст, жители Грушевки принимают активное участие в благоустройстве малой родины.

Магазина в деревне нет. Торговое обслуживание населения здесь возложено на автолавку. Она три раза в неделю сюда заезжает.

Медицинскую помощь при необходимости оказывает фельдшер местного ФАПа. Организацией досуга занимаются сельский дом культуры и библиотека. Без преувеличения  для всех грушевцев клуб — самое желанное место отдыха. Здесь проводится много различных мероприятий, для детей работают занятия по интересам. Местные жительницы знают много песен и потому под сводами сельского клуба так звучно, так красиво льются народные мотивы. В праздничные дни грушевцы собираются на торжественные богослужения в местном костеле.

ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ — НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ

В этом убеждена 83-летняя местная жительница Валентина Витковская. Родилась она в деревне Михайловка Угловского сельсовета. Отец был учителем, погиб на войне. Воспитывал девочку отчим.

— Он был добрый человек. Никогда на меня плохого слова не сказал, — вспоминает она. — Работал на пилораме, мама в стройбригаде. Несколько лет мы жили в Наровле, в Антонове, потом построили дом в Грушевке. В семье еще родились четверо детей.

Замуж Валентина Александровна вышла в 17 лет за местного парня.

— Гулять времени не было, — рассказывает собеседница. — Ферма свое требовала: рано встать, идти к телятам. Дома тоже держали большое хозяйство, детей надо было смотреть, и опять на ферму.

Валентина Витковская рано овдовела, но замуж больше не вышла. Дочь живет в Слуцке, летом навещает маму. Часто наведывается к ней соцработник Елена Зелечонок: и по дому поможет, и новости обсудит.

— Из хозяйства сейчас у меня только куры, — отвечает на вопрос Валентина Александровна. — Здоровье подводит: болят ноги, плохо вижу.

Интересных историй в памяти старожила много. С улыбкой она рассказывает случай:

— Однажды на базу в кочегарку пришла лиса. Как только ее там увидели, разбежались кто куда. Я на огороде как раз картошку копала, куры ходили. Вижу, лиса перескочила через мой забор и за курой побежала. А у меня в руках копаница. Я бегом, за ней, догнала, по голове ей копаницей раз, второй, упала та лиса. Колком дубовым добила ее. Приехали из ветстанции, забрали лису, она оказалась бешеной. Потом все долго вспоминали, что баба прибила лису, а мужчины попрятались.

Говоря о жизни, бабушка отмечает, что сегодня только жить:

— Если бы молодежь знала, как раньше трудно было. Когда мы жили в Наровле, хлеба не было. Мама нас ночью поднимала, и мы долго шли, а потом стояли в очереди, чтобы получить полбулки хлеба… Сегодня и автолавка, и пенсия — все есть. Приедут, посигналят, подождут, пока выйду, что еще надо? Спасибо Президенту, пусть ему Бог дает здоровья, что он так умело руководит страной и так поднял ее.

ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ

Именно так говорит о себе коренной житель Грушевки 91-летний Иосиф Малиновский. Многое  он повидал на своем веку: и годы войны, и тяжелое послевоенное время, и мирное, когда на улицах деревни кипела жизнь.

— Когда в 1943-м Грушевку сожгли, мы жили в лесу, потом перебрались в деревню, в построенные землянки и курени, — рассказывает старожил. — В школу я пошел только в 11 лет, а в 1949 году поступил на работу в Мозырскую гидрометеорологическую станцию, где фиксировали температуру воды, воздуха, выполняли другие работы. В 1952 году меня призвали в армию. Служил в Прибалтике связистом.

Вернувшись домой, Иосиф Владимирович работал в колхозе учетчиком, кассиром, бригадиром. А в 1956-м женился на местной девушке Юзефе, с которой вместе выросли.

— В 1959 году меня приняли на работу в РУЭС электромонтером. Обслуживал деревни Антонов, Грушевка, Смолегов, Смолеговская Рудня, Физинки, — продолжает разговор мужчина.

В отрасли связи Иосиф Малиновский работал 46 лет. Его многолетний самоотверженный труд отмечен знаками «Ударник коммунистического труда» IX, X, XI пятилеток, грамотой Верховного Совета БССР, юбилейной  медалью и медалью участника ликвидации аварии на ЧАЭС. На заслуженный отдых Иосиф Владимирович вышел в 1991 году, но еще на протяжении 14 лет продолжал трудиться.

— С супругой, душа в душу, мы прожили 66 лет, — говорит собеседник. — Вырастили и достойно воспитали троих сыновей. Дождались внуков и правнуков.

К сожалению, два года назад Юзефы Адольфовны не стало. Тяжело переживает боль утраты Владимир Иосифович, но не сетует на судьбу и старается не падать духом.

Всю жизнь он прожил в родной деревне, трудился на ее благо и признается, что не променяет ее на город, а все потому, что сердцем к ней прирос.

Людмила НЕВМЕРЖИЦКАЯ, фото Виктора ПАВЛОВА