В годы Великой Отечественной на территории оккупированной Беларуси немцы провели более 140 крупных карательных операций. Но были и менее масштабные «акции», в ходе которых также погибли тысячи ни в чем не повинных людей.

Наровлянщина не имела для гитлеровцев особого стратегического значения, но, несмотря на это, на протяжении периода оккупации, согласно информации из акта расследования чрезвычайной государственной комиссии и иных источников, здесь проведено 15 карательных операций. Еще две акции по уничтожению мирного населения следует рассматривать в контексте масштабной операции «Припятские болота», действовавшей на территориях Брестской, Минской, Пинской и Полесской областей. Ее план был задуман в штабе войск СС и предусматривал проведение первых массовых акций по уничтожению еврейского населения на территории Беларуси.

Единого сценария проведения карательных операций не существовало, но объединяло их одно: подразделение СС занимало райцентр либо другой крупный населенный пункт, отдавался приказ явиться на регистрацию евреям, бывшим советским активистам. Все они подлежали уничтожению. Подобное произошло и в Наровле в ноябре 1941 года. Более 140 жителей еврейской национальности согнали на кладбище и расстреляли. В 1942 году эсэсовцы убили 45 человек, из них 4 мужчин, 14 женщин, 17 детей.

— Вторая карательная операция, которая подпадает под «Припятские болота», проходила в деревне Углы в августе 1941 года. Осуществлялась немецкими солдатами, полицаями, и мадьярами. Они окружили деревню, собрали всех мирных жителей в одном месте, разграбили имущество, подожгли населенный пункт. Горело 207 жилых домов. 53 человека угнали в немецкое рабство, — рассказывает прокурор района Павел Ярмош.

Остальные акции определялись по принципу убийства более 15 лиц, причинения ущерба гражданам и уничтожения имущества.

— «Акция смерти» в деревне Грязливо в мае 1942 года осуществлялась пособниками гитлеровцев с нашивками на форме «вояки за Крым». Их было не менее 50 человек, а руководил преступниками некий Гохман. Данная информация отражена в свидетельских показаниях. Предположительно, это предатели, воевавшие в соединениях крымского легиона в составе Вермахта. В ходе этой карательной операции было сожжено 13 домов, захвачено в рабство 19 человек, убиты трое, — раскрывает подробности уголовного дела Павел Викторович.

В Лисаве тысячный отряд гитлеровцев, мадьяр и полицаев в мае-июне 1943 года отбирал у мирного населения вещи, продукты питания. Люди прятались в лесу. 13 человек были пойманы, их казнили, часть местных жителей направили на принудительные работы.

Карательные операции осуществлялись не только солдатами СС и мадьярами, но и иными соединениями. В уголовном деле имеются сведения о том, что участие в уничтожении жителей Вепров принимал Денисовский гарнизон, располагавшийся в деревне Денисовичи Полесского района Киевской области.

Жительница деревни Вепры М. Альшевская рассказывала, что в апреле 1943 года из Денисовского немецкого гарнизона прибыл отряд немцев более 500 человек. Окружили населенный пункт и открыли ружейно-пулеметный, минометный огонь. А также с четырех самолетов вели обстрел с пулеметов и бросали зажигательные бомбы.

После обстрела и бомбежки сгорела вся деревня: 68 домов, 79 сараев и все колхозные постройки. Местных жителей согнали в сарай, морили голодом, избивали, мучили, после чего несколько человек убили.

— Все имеющиеся сведения о карательных операциях на территории Наровлянского района систематизированы и направлены в Генпрокуратуру для дальнейшей оценки осуществляемых оккупантами действий, — подытожил прокурор.

Масштабы злодеяний фашистов поражают. Но чем дальше время отдаляет от нас события Великой Отечественной войны, тем ярче предстают перед взором героизм и отвага советского народа, который не смирился с ненавистным «новым режимом» оккупантов и дал им отпор.

Алеся ЛИТВИН