На вопросы читателей отвечает уполномоченный по защите прав потребителей райисполкома Татьяна Назарчук.

— Что делать, если при оплате товара названная кассиром цена не соответствует указанной на ценнике?
— Согласно ст.7 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах), в том числе о цене и условиях оплаты.
Если на кассе пробивают товар по другой цене, чем на ценнике, действия продавца считаются неправомерными.
Покупателю, попавшему в такую ситуацию, необходимо обратиться к сотруднику магазина, сообщить о данной ситуации и потребовать продать товар по цене, указанной на ценнике.
— Что делать, если на прилавке в магазине лежит просроченный товар?
— Обратитесь к продавцу и укажите на просроченный товар. Если продавец не изымет указанный товар из продажи, вы вправе зафиксировать претензию, оставив запись в книге замечаний и предложений с четко сформулированными требованиями (книга замечаний и предложений предоставляется потребителю по первому требованию). А также обратиться в районный центр гигиены и эпидемиологии района по месту расположения торгового объекта.
— Имеют ли право охранники магазина обыскивать покупателя?
— Досматривать личные вещи могут только сотрудники милиции и охранных организаций, у которых есть соответствующая лицензия. Штатный охранник магазина этого делать не может. Если есть подозрения, что человек что-то украл, охранник может вызвать милицию и попросить человека задержаться. А вот самостоятельно проводить допрос, смотреть пакет с покупками, сумку, карманы не имеет права.
— Может ли потребитель предъявить какие-то претензии к качеству товара, если отсутствует товарный чек?
— Если продавец скажет, что без чека не примет продукт назад, то ссылайтесь на статью 19 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В ней сказано: «Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для подтверждения факта покупки товара могут использоваться свидетельские показания, элементы упаковочного материала (тары), на которых имеются отметки, подтверждающие, что покупка товара осуществлялась у данного продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на осуществление покупки товара у данного продавца».
Если договориться не удалось, изложите свои претензии в Книге замечаний и предложений. По закону в 15-дневный срок администрация торговой точки обязана дать письменный ответ. Обязательно укажите свои данные, поскольку анонимные обращения не рассматриваются. Если магазин проигнорирует вашу жалобу, можете смело обращаться в суд.
Обращаем ваше внимание, что изначально по вопросам защиты прав потребителей необходимо обращаться в местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения объекта розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, либо по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в случае приобретения товара ненадлежащего качества посредством интернет-магазина.
Алеся ЛИТВИН, фото из открытых источников