Непредсказуемый финал и обвинения в фальсификациях. Так можно сказать о состоявшихся выборах и референдуме в Молдове. Подсчеты держали общество в напряжении до последнего, а результаты обоих голосований оказались неожиданными.

В стране прошли не только выборы президента, но и предложенный действующей главой государства Майей Санду референдум, по итогам которого Конституцию страны предлагается дополнить словами о необратимости европейского курса и о провозглашении интеграции в ЕС стратегической целью. Однако прошедшее голосование едва не обернулось для властей полным фиаско. После обработки 100 процентов протоколов евроинтеграцию поддержали всего 50,4 процентов избирателей, а 49,5 — выступили против. Такой минимальный перевес — прямое доказательство того, что молдавское общество вовсе не горит единодушным желанием идти в Европу. Дополнительные голоса дала молдавская диаспора, проживающая за пределами страны. Большинство жителей самой Молдовы сказали решительное «нет». В Гагаузии, например, против вступления в Евросоюз высказались почти 95 процентов избирателей, среди жителей Приднестровья — 62,6 процентов.

Скорее всего, референдум зафиксирует проевропейский курс Молдовы в Конституции, но не повлияет на сам процесс вступления. Для того чтобы Молдова стала членом ЕС, нужно пройти сложную процедуру, которая предусматривает как реформы внутри страны, так и согласие стран-членов ЕС на присоединение. Поэтому ключевым останется вопрос: кто все же будет у власти, и каким курсом будет вести страну. А с этим тоже не все так однозначно.

На выборах действующая президент Майя Санду так и не смогла получить достаточно голосов, чтобы победить, хотя и заняла первое место. Вместе с ней во второй тур с отрывом в 15 процентов прошел кандидат от социалистов Александр Стояногло. Но в сложившейся ситуации госпоже Санду будет очень тяжело переизбраться на второй срок. В стране она, мягко говоря, не очень популярна как глава государства, и возглавлять процесс евроинтеграции ей вряд ли следует.

На грани провала действующие власти уже заявили о махинациях и вмешательстве извне при голосовании. По словам Санду, есть «четкие доказательства» того, что преступные группировки, работающие совместно с иностранными силами, враждебными интересами Молдовы, пытались купить триста тысяч голосов. «Их целью было подорвать демократический процесс. Их намерением было посеять страх и панику в обществе… Мы ждем окончательных результатов, и мы ответим твердыми решениями», — сказала она.

Какими будут эти решения, неизвестно. Также неясно, смогут ли они все-таки повлиять на результаты второго тура выборов, который пройдет 3 ноября. Очевидно одно, внешнеполитический курс руководства страны идет вразрез с мнением населения. Общество, в котором, как еще недавно считали эксперты, вроде бы сложилось не абсолютное, но крепкое большинство, выступающее за интеграцию их государства с Европейским союзом, расколото пополам. И этот внутренний конфликт прошедшим референдумом будет лишь усилен. А будущее Молдовы по-прежнему остается неопределенным.

Людмила НЕВМЕРЖИЦКАЯ, Фото из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер