Сегодня очень остро стоит проблема возрождения идеологии нацизма. Ее приверженцы используют символику гитлеровцев и их пособников, отрицают существование геноцида белорусского народа. Но архивные документы хранят свидетельства зверств, чинимых на нашей земле.

Наровлянский район был полностью оккупирован немецкими войсками в сентябре 1941 года, и оккупация продлилась более двух лет — до декабря 1943 года. Нацисты включили Наровлянщину в состав территории, административно отнесенной в состав генерального округа «Житомир» рейхскомиссариата Украина. И с первых дней своего господства они стали творить немыслимые зверства над мирными гражданами.

— Жителям отдельных населенных пунктов нашего района не раз довелось испытать на себе жестокость оккупантов. Так, в Мальцы карательный отряд впервые прибыл в 1941 году. Фашисты открыли по деревне стрельбу из пулеметов и винтовок. В результате чего убили женщину. В 1943 году этот отряд побывал в деревне четыре раза, — рассказал прокурор Наровлянского района Павел Ярмош.

Но самым страшным для жителей Мальцов стал август 1943-го. Свидетель тех событий Казимир Жигадло вспоминал, что всех жителей согнали к яме, заставили молиться богу. Их ставили на колени, всячески издевались, а затем убили 16 человек, подожгли деревню и уехали. Но этим расправа не закончилась. Через два дня гитлеровцы вернулись, отобрали из местного населения 16 человек, загнали в сарай, открыли огонь, а после хозпостройку подожгли.

Как видим, с самого начала вооруженные силы фашистской Германии стремились не оставлять следов своих преступных действий. Приказы об уничтожении мирного населения отдавались, как правило, устно. Экзекуции предписывалось проводить тихо, а фотографировать запрещалось. В своих донесениях исполнители массовых убийств использовали разные эвфемизмы. Нередко массовые убийства проводились под прикрытием «действий против партизан», «карательных акций против бандитов», «ликвидации партизанских лагерей». Многие документы о расправах впоследствии уничтожались. Но у любого преступления практически всегда находятся свидетели.

— В акте Чрезвычайной Государственной Комиссии по Наровлянскому району от 1 марта 1945 года имеются сведения о массовой расправе над мирным населением в деревне Будки, — комментирует Павел Ярмош. — О том, что там произошло, нам известно из показаний жителей названного населенного пункта Якова Рафальского и Валентина Сивака, очевидцев тех страшных событий.

Вечером, 5 августа 1943 года, из Ельского гарнизона в деревню приехал отряд мадьяр численностью 500 человек. Каратели оцепили Будки, заходили в дома местных жителей и убивали их. Среди тех, кто стал жертвами фашистских союзников, председатель колхоза Феликс Цалко, а также Иосиф Романов, Николай Хомутовский, Михаил Пюро и другие. Каратели зверски замучили 16 человек, а потом 64 расстреляли: стариков, женщин, детей. Сожгли 104 дома. Огромное пламя, охватившее Будки, наблюдали даже в соседних деревнях.

— Во время войны горевали страшно. Видели, как горели Будки. Боялись, хоть бы и нас не постигла их участь, — вспоминает жительница деревни Победа Любовь Цалко.

Те, кто остался в живых, ночью, как могли, похоронили своих односельчан. После войны на месте захоронения безвинных жертв установили деревянные и металлические кресты.

— В июле 2015 года бойцы 52-го отдельного специализированного поискового батальона провели эксгумацию останков мирных жителей. 21 августа того же года останки перезахоронили с учетом христианских и этических норм на гражданском кладбище в деревне Будки. На этом месте установлена мемориальная плита с именами безвинно убиенных, — констатирует Павел Викторович.

…Варварство, бесчеловечность, бездушие. Эти слова приходят на ум, когда знакомишься ближе с материалами уголовного дела по факту геноцида белорусов. И не понимаешь, как кто-то может отрицать попытку гитлеровцев уничтожить нас как нацию. Но мы вынесли уроки из истории и не позволим гнилому зерну нацизма пустить ростки на нашей земле.

Алеся ЛИТВИН