Одной из легендарных фотографий, посвященных партизанскому движению на территории Беларуси и Украины, является фото девушки с автоматом. Это Нина Созина — отважная партизанка, сражавшаяся в прославленном соединении Сидора Ковпака и проливавшая свою кровь на наровлянской земле.

Фотография, о которой идет речь, хранится в том числе и в нашем историко-этнографическом музее. Напечатана она и в книге «Память. Наровлянский район». Правда, редакторы книги допустили ошибку в фамилии народной мстительницы, написав ее как «Сосина».

Мне удалось найти письмо этой отважной автоматчицы, которое она прислала, красным следопытам одной из наших школ в 1974 году. Опираясь на него и на другие источники, вот что удалось о ней узнать.

Родилась Нина Созина в селе Линово Путивльского района Сумской области (Украина) в 1925 году. В 1941-м окончила школу, стала комсомолкой, а затем — война. Ее родную деревню оккупировали фашисты. Но молодежь уже прослышала, что где-то неподалеку действует партизанский отряд. Это был Путивльский отряд Сидора Ковпака. Комсомольцы села, ободренные тем, что рядом с ними сражаются с врагом, тоже не собирались сидеть сложа руки.

Так, 7 ноября 1941 года они над фашисткой управой своей деревни повесили красный флаг. Немцы и полицаи были ошарашены такой дерзостью. Когда полицай полез снимать флаг, то увидел рядом с ним табличку с надписью «Заминировано», а от древка вел провод во внутрь здания. Немецкий прихвостень испугался и от страха рухнул с крыши на землю. Фашисты усилили карательные действия в округе, молодежная группа решила уйти в лес. Связались через лесника с партизанами и присоединились к ним. Так Нина Созина стала партизанкой соединения Ковпака. Вместе с ним она прошла долгий путь по тылам противника. Сражалась храбро и отважно в составе 2-й роты автоматчиков, которой командовал Андрей Цымбал, будущий Герой Советского Союза.

Во время одного из налетов на вражескую воинскую часть партизаны ворвались в здание немецкого штаба, где завязалась яростная перестрелка. Нина в числе группы наружной поддержки находилась в засаде у внешней ограды штаба, прикрывая штурмующих здание товарищей, и в какой-то момент заметила неподалеку от нее выпрыгнувшего из окна фашиста, который держал какой-то сверток. Он бросился наутек. Вскинув автомат, Нина дала длинную очередь в его сторону. Фашист упал замертво. После боя, подойдя к убитому немцу, она развернула упаковку и обнаружила красный материал с готическими буквами и фашистской свастикой. Это оказалось боевое знамя немецкой части. Настоящая фронтовая удача! За захват знамени противника в бою Нина Созина была удостоена ордена Красного Знамени.

Отважная партизанка трижды была ранена. Вот как она сама рассказывала об одном из своих ранений в письме к наровлянам.

ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТА «Это был обычный боевой эпизод, когда мы с боем прорвались в центр города Лельчицы и вбежали в здание комендатуры. Я, в горячке боя, да и от выстрелов в комнате было плохо видно, не заметила открытую дверь в коридор. «Нина, ложись!» — крикнул Володя Казнаков, мой командир взвода. Сразу несколько очередей, и судьба врага была решена. Наши пули оказались метче, своевременнее. Но автоматная пуля прострелила легко мне левую руку, но заметила я это позже. А пока мы «чистили» комендатуру, далее вышли на улицу и цепочкой двинулись к центру, где еще гремели выстрелы».

Как оказалось, во время этого боя на чердаке спрятался немец, который слышал ее имя, а потом в одной из фашистских газет писали о «кровожадной» девушке Нине из отряда. Петр Вершигора, рассказывая этот случай Нине, заметил: «Ну, что ж, если враг о тебе так написал, значит, воевала ты неплохо». А было Нине Созиной в то время неполных 17 лет.

В апреле 1943 года соединение Сидора Ковпака форсировало Припять и остановилось в районе деревни Аревичи Хойникского района. 6 апреля напротив деревни Довляды они потопили пароход «Гофман». Эту дату, пожалуй, можно считать одной из важнейших в  боевой жизни соединения Ковпака. Потопив пароход, партизаны не прекращали боевых операций: была потоплена и разгромлена Пинская флотилия немцев, разгромлен гарнизон в Брагине. Все планы фашистов использовать Припять как транспортную артерию были нарушены. Немцы в отместку за это стали готовиться к операции «Мокрый мешок», вели разведку и стягивали силы.

Батальоны Сидора Ковпака размещались в районе деревень Аревичи, Тульговичи, Кожушки. Фотографию Нины Созиной, как она писала, сделали в Аревичах, где почти на полтора месяца остановилось соединение Ковпака, аккурат напротив нашего района, на левом берегу Припяти. Задержались они надолго потому, что недалеко от Тульговичей у партизан был оборудован аэродром, куда часто прилетали самолеты. Они привозили боеприпасы, медикаменты и прочее военное имущество. В один из прилетов на этот аэродром прибыли руководители ЦК КПУ, а вместе с ними журналисты и кинооператор Иосиф Глидер. Вот кто-то из них и сделал это легендарное фото.

В мае немецкие войска стали окружать соединение и прижимать его к Припяти. Создалась угрожающая партизанам ситуация. Нужно было идти на прорыв. 18 мая 1943 года по наплавному мосту партизаны стали форсировать реку. В районе деревни Вяжище завязался ожесточенный бой. Вместе с другими партизанами своей роты в атаку бежала и Нина. Фашисты отчаянно сопротивлялись, защищая подготовленные рубежи обороны, и один из них во время боя бросил гранату, осколком которой ранило девушку. Товарищи подобрали однополчанку, оказали ей первую медицинскую помощь и вывезли в деревню Мухоеды (Киров). Здесь соединение некоторое время отдыхало, партизаны готовились к Карпатскому рейду. Понятно, что с ранеными нужно было что-то делать, ведь они сковывали действия партизан. Поэтому Нину и других тяжелораненых самолетом с аэродрома Сабурова отправили на Большую землю.  Отправляя ее в госпиталь, комиссар соединения Семен Руднев вложил в папку с документами записку: «Прошу считать Нину Созину моей дочерью».

В письме красным следопытам Наровли, вспоминая трудные военные дни, она писала: «… я была третий раз ранена и отправлена на Большую землю, увозя память о чудесных, добрых белорусах, которые тоже с автоматом и гранатой боролись с нашим врагом, не жалели жизни и жилища, хотя знали, как за это немцы расправлялись. На вашей белорусской земле, в ваших лесах и болотах, мы чувствовали себя как дома, в родной Украине. Пусть в вашей жизни не будет войн, не будет печалей и ранних потерь, пусть всегда над Белоруссией будет светлое мирное небо. А в памяти пусть навсегда останутся те, кто отдал свою жизнь за Родину и за наше счастье. Н. Созина-Колачевская».

Нина Созина выжила, потом была школа радистов при Украинском штабе партизанского движения, но пока лечилась и училась, война закончилась.

После войны она вышла замуж, стала Колачевской, принимала участие в партизанских встречах и вела большую работу по патриотическому воспитанию молодежи.

Василий ЧАЙКА, фото автора и из открытых интернет-источников