Пока в нашей стране прилагают все усилия для расследования преступлений нацистов, первые леди двух европейских держав позволяют себе смех на мемориале жертв Холокоста.

Помните, как там у Шекспира: «Ад пуст. Все бесы здесь». Иначе сложно описать то бесчинство, которое творится в «цивилизованной» Европе. И я сейчас вовсе не о лесбо-гомо-трансдвижении, которое стало нормой во многих странах Запада. Я говорю о том, что ни при каких обстоятельствах, ни при какой власти нельзя топтать. Я говорю о Памяти… Да, именно с большой буквы. Ведь это наша историческая Память, коллективная. Это наше героическое и одновременно трагическое наследие.

Но, судя по множествам отдельных эпизодов последних лет, тема массового уничтожения мирного населения в годы Второй мировой войны является священной не для всех. Отдельные государства вспоминают о нем лишь по необходимости.

Вот и первые леди Франции и ФРГ Брижит Макрон и Эльке Бюденбендер ни на йоту не выглядели опечаленными во время посещения памятника жертвам Холокоста в Берлине, расположенного в районе Бранденбургских ворот. Скажу больше, их лица вместо скорби транслировали безудержное веселье.

Как сообщает немецкое издание Bild, первые леди сопровождали своих супругов, главу Франции Эммануэля Макрона и президента Германии Франк-Вальтера Штайнмайераф, на церемонии возложения венков к памятнику. Также в материале издания говорится, что во время прохода мимо каменных плит в память об убитых евреях первые леди рассмеялись. Что именно вызвало смех у Брижит и Эльке — не известно. Но подобное поведение недопустимо.

Мне не довелось бывать в Берлине, и вышеназванного монумента я не видела, поэтому вряд ли смогу до конца понять замысел архитектора Питера Айзенмана, автора проекта. Но, глядя на фотографии, невольно провожу параллель прямоугольных бетонных блоков с ровными рядами бараков концентрационных лагерей, коих в Третьем рейхе было немало. И тут уж точно не до смеха.

Только вот никаких чувств немка и француженка по поводу Холокоста не испытывают. Если немного отмотать временную ленту назад, то мы увидим, что росток безразличия проклюнулся уже давно. В 2001 году на вопрос, следует ли говорить о преступлениях третьего Рейха и «бередить старые раны» 61 % немецких респондентов ответили, что постоянно это делать не стоит. Около 45 % просто заявили, что не желают слышать о преступлениях времен Гитлера. Немцы также считали, что в школах следует более полно изучать историю периода нацизма. С этим утверждением были согласны 57 % респондентов. А 46 % были уверены, что в нацизме помимо отрицательных, есть и положительные стороны. Наконец, 28 % заявили, что Гитлер был бы величайшим деятелем в истории, если бы не начал Вторую мировую войну.

Спустя 23 года «ягодки» созрели. Страна, которая некогда породила нацистское чудовище, поставляет вооружения тем, кто носит идентичную форму и выражает идентичные взгляды.

К сожалению, сегодня в Европе нет того прославленного польского и французского сопротивления, которое пыталось бороться с нацизмом. Сегодня у этих стран другие враги, из числа тех стран, которые освободили мир от коричневой чумы. Об этом на Западе забыли, а историю переписали. Но мы то знаем, что тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь. И сдается мне, что еще доведется услышать миру знаменитое высказывание немецкого пастора Мартина Нимеллера: «Когда нацисты пришли за социалистами, я оставался безмолвным. Я не был социалистом. Когда они пришли за членами профсоюза, я не стал протестовать. Я не был членом профсоюза. Когда они пришли за евреями, я не возмутился. Я не был евреем. Когда они пришли за мной, не осталось никого, кто бы выступил против».

Алеся ЛИТВИН