
22 июля 2024г. примерно в 8 часов 00 минут бригада кровельщиков по рулонной кровле и кровле из штучных материалов в составе: Ч., Т., М., и машиниста автогидроподъемника Д. получила задание от начальника ремонтно-строительного участка (РСУ) на проведение ремонтных работ двускатной шиферной кровли двухэтажного жилого г.Калинковичи (далее – объект) по замене шиферных листов с использованием мобильной подъемной рабочей платформы из рабочей платформы (люльки). Мобильная подъемная рабочая платформа — подъемник автомобильный гидравлический ВС-22-01 РГ, высота подъёма – 22м, вылет стрелы – 9,5м (далее – подъемник). Подъемник закреплен за машинистом автогидроподъемника Д.
На производство работ с повышенной опасностью выдан наряд-допуск на выполнение работ по ремонту кровельных покрытий жилого фонда, с которым кровельщики ознакомлены под роспись, в том числе и потерпевший Ч., и которым проведен целевой инструктаж по охране труда. Также выдан наряд-допуск, в котором машинист автогидроподъемника Д. ознакомлен с условиями работы, и с которым проведен целевой инструктаж по охране труда, что подтверждается его подписью.
Руководителем работ по ремонту кровельных покрытий жилого фонда является начальник РСУ и ответственный исполнитель работ мастер, которые прошли проверку знаний по вопросам охраны труда.
Начальник РСУ очередной раз напомнил, что при выполнении этого задания необходимо применять каски защитные, пояса предохранительные и работу выполнять только из люльки подъемника, на крышу не выходить и в случае возникновения каких-либо трудностей при выполнении задания ставить его в известность.
Со слов начальника РСУ 22 июля примерно в 9 часов после распределения по объектам работников участка он с производственной базы поехал объезжать все бригады, чтобы проконтролировать выполнение работ. В РСУ более 50 работников, которые выполняли с 15 июля 2024г. на разных объектах восстановительные работы после последствий ЧС, происшедшей 14 июля 2024г. и постоянно находиться на каком-либо объекте не представлялось возможным. Всего в этот день подчиненными работниками производились работы на 11 объектах и задействовано 3 автогидроподъемника.
Замена шиферной кровли на этом объекте велась с 19 июля 2024г., в связи с устранением последствий чрезвычайной ситуации (ЧС), происшедшей в г.Калинковичи 14 июля 2024г. Кровля крыши имеет покрытие из асбестоцементных волновых листов (шифера), наибольшая высота крыши – 9,5 м., уклон крыши составляет 24о.
Прибыв на объект, работники сами определили, кто будет выполнять работы из люльки подъемника. В 8 часов 20 минут Ч. и Т., надев каски защитные и пристегнувшись предохранительными поясами к перилам люльки поднялись на необходимую высоту и приступили к выполнению работ по замене шиферного покрытия.
Начальника участка и мастеров при производстве работ не было (находились на других объектах по производственной необходимости).
Со слов потерпевшего Ч., заменили 8 листов шифера из люльки, а дальше выполнить замену шиферного листа около конька кровли из люльки подъёмника было невозможно, так как вылет стрелы подъемника был недостаточным – 9,5 метров. Они попросили машиниста подъемника Д. спустить их на землю. Спустившись вниз Ч. и Т. сняли средства защиты от падения с высоты, посчитав, что они им уже не нужны.
Примерно в 9 часов 20 минут Ч. вместе с Т. самостоятельно приняли решение продолжить работу по замене шиферных листов. При этом они знали, что работу выполнять только из люльки подъемника, на крышу не выходить и ставить в известность руководителей в случае необходимости. Машинист Д. предупредил их, о необходимости надеть пояса и каски, но они отказались. В результате он поднял их в люльке подъемника на крышу. Поднявшись, они самовольно вышли из люльки подъемника на шиферную кровлю, чтобы продолжить работу, при этом не сообщив непосредственному руководителю работ о принятом решении.
Со слов Ч., использовать предохранительные пояса не предоставлялось возможным из-за того, что шиферный лист, подлежащий замене, находился на большом расстоянии от люльки подъемника, и чтобы быстрее закончить работы на объекте, потерпевший решил продолжить работу без страховки, проявив грубую неосторожность. Пройдя по листам шифера примерно чуть больше половины расстояния до конька кровли, произошел пролом листа шифера, на который он наступил. Шифер проломился и Ч. упал вниз на чердачное перекрытие с высоты 3,5 м, при этом получил повреждения тела и внутренних органов.
На прибывшем автомобиле скорой помощи потерпевшего Ч. доставили в УЗ.
Опасным производственным фактором, воздействовавшим на потерпевшего, была опасность расположения рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола).
Причинами несчастного случая явились:
— Грубая неосторожность потерпевшего и нарушение другим работником требований по охране труда, выразившееся в выполнении кровельных работ по замене шиферного покрытия без сообщения руководителю работ о невозможности дальнейшего производства работ из люльки подъемника и в самовольном перемещении по кровле без применения средств индивидуальной защиты от падения с высоты;
— Нарушение машинистом автогидроподъемника требований по охране труда, выразившееся в обязанности прекратить управление мобильной подъемной рабочей платформой при неприменении работающими в рабочей платформе (люльке) средств защиты от падения с высоты (предохранительного пояса, каски).
Лицами, допустившим нарушения законодательства об охране труда, являются:
— сам потерпевший и второй кровельщик по рулонным кровлям и кровлям из штучных материалов, который, привлечен к административной ответственности 5 базовых величин.
— машинист автогидроподъемника, который привлечен к административной ответственности 5 базовых величин.
Главный государственный инспектор Мозырского межрайонного отдела Е.Н. Комисарук