Со специальностью диверсанта-подрывника окончил разведшколу Павел Чайка. Война для него началась в 1942 году и продлилась до самого освобождения Минска. А службу закончил герой публикации уже после победного мая 1945-го.

Эх, дороги…

Родился он в 1923 году в деревне Тешков Наровлянского района, в семье Григория Антоновича и Евгении Даниловны Чайка, был старшим сыном в семье. Окончил четыре класса Тешковской школы и в 1939-м был направлен в школу ФЗО в городе Таганроге. Здесь его и застала война. Исследуя архивные документы, удалось установить, что скорее всего, с приближением фашистов к Таганрогу, школу эвакуировали на Урал, в город Каменск, один из промышленных центров Челябинской области. Отсюда его, 18-летнего парня, призывают в Красную Армию, но попадает Павел Чайка не на фронт.

Как рассказывала его жена Ольга Степановна, он вспоминал, что построили их и сказали: «Белорусы, выйти из стоя!» Павел вышел, и его направили на службу в город Ореховец Нижегородской области, где зачислили в курсанты разведшколы. Наш земляк готовился стать диверсантом-подрывником. После окончания школы в составе разведгруппы он направляется поближе к фронту. Затем будущие партизаны переходят линию фронта и размещаются вблизи  Червеня, в Дукорской пуще, для организации партизанского движения в Червеньском и Пуховичском районах. Рядом Минск, и это накладывало особый отпечаток на их деятельность.

Павел Чайка с 20 июня 1942 года был зачислен в партизанский отряд им. Кирова на должность командира роты 1-й Минской партизанской бригады, которой командовал Николай Балан. Сражается он отлично.

ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТА «Разведчики Павел Чайка, Роман Черных, Сергей Смирнов и братья Александр, Константин и Владлен Байрашевские под покровом ночи незаметно переползли через большак. Проникнув в ближайший тыл гитлеровцев, они забросали два минометных расчета гранатами, перебили прислугу, и, подняв переполох на огневых позициях тяжелых минометов, благополучно вернулись в свое распоряжение».

Из книги начальника штаба 1-й Минской партизанской бригады подполковника М. Джагарова «Костры партизанские».

Не забывал Павел и том, что на родине в Тешкове у него осталась мать и младшие брат с сестрой. Он их не видел уже несколько лет. Как узнать, живы ли они? Ему тоже хотелось сообщить о том, что он жив, и передать хоть какую-то весточку о себе. Но как ее послать? Не дай бог, узнают фашисты, что он где-то партизанит, — семье смертный приговор. Однажды, вспоминал его брат Василий, которому на то время было восемь лет, ночью в окно дома кто-то постучал. Мать зажгла лучину на каменку и пошла открывать дверь. Вскоре в дом вошел какой-то военный, одетый в армейскую нового образца форму, с автоматом ППШ и спросил: «Здесь живут Чайки?» Мать ответила, что да. Тогда он, не говоря ни слова, положил на стол автомат, развязал вещмешок, сел за стол и выложил на него несколько банок консервов, а сверху аккуратно положил ложку. Потом поднялся, завязал мешок, взял автомат и молча вышел из дома. Цель такого странного визита прояснилась на следующий день. Утром мать на ложке рассмотрела надпись: «Чайка Павел». К сожалению, эта по-настоящему военная семейная реликвия не сохранилась.

Рельсовая война

Отряд, в котором сражался Павел Чайка, размещался недалеко от столицы, и партизаны немало хлопот доставляли фашистам. Особенно отряд отличился во время рельсовой войны, где Павлу Чайке, как подрывнику, было много работы. Свой первый орден Красной Звезды он получил 18 октября 1943 года перед строем в лесу из рук командира бригады подполковника Николая Балана.

ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТА «Товарищ Чайка П.Г. в партизанском отряде с 20.06.1942 года. За время пребывания в отряде показал себя бесстрашным воином против кровавого фашизма. Чайка участвовал в 9 боевых операциях, в ряде которых особо отличился. На засаде, когда было уничтожено 7 автомашин и 350 немцев. При штурме вражеского эшелона, где товарищ Чайка одним из первых штурмовал эшелон, в упор расстреливая фашистов, в этой операции был уничтожен паровоз, 48 вагонов и свыше 450 немецких солдат и офицеров. Товарищ Чайка с группой в 5 человек в трудных условиях пустил под откос вражеский эшелон, где был уничтожен паровоз и семь вагонов с техникой. Морально устойчив, дисциплинирован».

Освобождая Минск

Командование бригады заметило Павла Чайку как отважного партизана и неунывающего ни при каких обстоятельствах. С 1 мая 1944 года он становится адъютантом у командира брагады Николая Балана. Но он по-прежнему участвует в боевых операциях, с каждым днем увеличивая их личных счет. Об этом рассказывает его боевая характеристика, которая была написана 20 июля 1944 года в только что освобожденном городе Минске.

ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТА «Товарищ Чайка на своем боевом счету имеет 23 боевых операции. Кроме того, товарищ Чайка руководил диверсионными группами в подрыве железнодорожных вражеских эшелонов. Товарищ Чайка во время пребывания в партизанском отряде показал себя храбрым, решительным и находчивым в бою и в тылу. Во всех боях он ведет себя веселым и жизнерадостным, этим самым он поднимает дух всему личному составу отряда бригады».

Был наш земляк награжден также высшей партизанской наградой — медалью «Партизан Отечественной войны I степени».

Его 1-я Минская партизанская бригада сыграла важную роль в освобождении белорусской столицы от фашистов. Так, командир прославленного 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса Герой Советского Союза Алексей Бурдейный 2 июля 1968 года писал об этих боях на страницах газеты «Правда»: «В продвижении к столице Белоруссии — Минску нам сильно помогли партизаны, особенно 1-я Минская».

После освобождения столицы нашей Родины Павел Чайка участвовал в знаменитом Партизанском параде, который состоялся 16 июля 1944 года. А затем его оставили служить в милиции города Минска. В то непростое время хаоса и разрухи, когда уровень преступности был очень высок, служба здесь мало чем отличалась от службы в партизанском отряде.

После войны прославленный диверсант-подрывник женился и вернулся в родную деревню Тешков. Построил дом и вырастил четверых детей.

Часто вспоминают тешковцы Павла Чайку еще и потому, что он был замечательным танцором — «земля горела под его ногами, когда он танцевал». В партизанском  отряде он стал неплохим наездником,   видно, сказывалась его служба в конной разведке, которую больше всего любили партизаны. Нет-нет, а иной раз он лихо скакал по Тешкову по направлению к своему дому. Только так и можно было догадаться о его интересном и опасном боевом прошлом, потому что о войне не рассказывал и о своих заслугам никому не говорил, не выставлялся на показ. К сожалению, 24 февраля 1980 года он скоропостижно ушел из жизни.

Василий ЧАЙКА, фото из архива автора и из открытых интернет-источников