Пожалуй, все, кто жил в Советском Союзе, слышали популярную песню «Красные маки» в исполнении Юрия Антонова. Песня, написанная на слова поэта-фронтовика Григория Поженяна, рассказывает о том, что кровь наших солдат, пролитая под Сапун-Горой и в других местах в районе Севостополя, превратилась в цветы и стала «горькой памятью земли». Но, наверное, мало кто знает, что одним из тех, кто там поднимал солдат в атаки, был наш земляк Борис Котик.

Война. Начало
Родился Борис Котик в Наровле в 1910 году. Детство его пришлось на тяжелые времена событий революции и гражданской войны: налеты на Наровлю различных банд, грабежи и насилие, которые он видел, определили его выбор профессии — после окончания школы Борис решил стать военным. В 1930-м он становится кадровым военным, получает офицерские погоны. Войну мужчина встретил в звании капитана. Отступая, в сентябре 1941 года получил ранение, а затем, когда подлечился, был направлен в качестве начальника штаба в 1-й батальон 62-й Отдельной морской стрелковой бригады. Фашисты рвались к Москве, требовалось их остановить, отбросить от столицы. Бригаду, в которой воевал Борис Котик, ввели в бой в разгар контрнаступления под Москвой. В тяжелых боях она освободила несколько опорных населенных пунктов от фашистов и нанесла им большой ущерб.
Бесстрашный Котик
Когда фронт под Москвой стабилизировался, морских пехотинцев перебрасывают на Кавказ. Моряки, которыми командовал Борис Котик, воины беззаветной преданности Родине и отваги, стали на пути танков Клейста, рвущихся к бакинской нефти. В полной мере это отражает наградной лист на нашего земляка — 13 октября 1942 года он был представлен к первому ордену:
ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТА «С первого дня Отечественной войны находится в боях. Участвовал на Западном, Северо-Западном и Закавказском фронтах (Моздок и Малгобек). Работал начальником штаба 1 ОСБ с 1 мая 1942 года. Непосредственно в боях товарищ Котик проделал большую работу по разгрому фашистов. В батальоне под его руководством бесперебойно работает связь, как со своими подразделениями, так и с приданными средствами. Вся оперативная работа проходит быстро и правильно, несмотря ни на какие трудности боевой обстановки. В результате хорошей работы штаба батальон имеет большой счет истребленных фашистов, имеет успех в наступлении под г. Моздок 6.09.1942 — 08.09.1942, продвинулся на 18 км вперед под Малгобек. Несмотря на численно превосходящие силы противника батальон сдерживает яростные атаки, не отходя ни шагу назад. 29.09.1942 года, когда противник против батальона бросил пехоту с танками и зашел во фланг командному пункту (2 танка и до 50 автоматчиков) товарищ Котик оставался с 15 бойцами на КП. Подпустив до 20 м фашистов, громил их в упор, удерживая командную сопку 8 часов, пока не пришло подкрепление».
За проявленную храбрость, мужество и отвагу Борис Львович удостоен правительственной награды — ордена Красной Звезды. Примечательно, что награждали в 1942 году очень редко, и эта награда дорогого стоит.
Битва за Кубань
После тяжелых и изнурительных боев в битве за Кавказ, где фашисты были разгромлены и вынуждены отступать, бригада была расформирована, а оставшихся в живых бойцов и командиров 8 июля 1943 года переводят служить во вновь создаваемую 257-ю Краснознаменною дивизию. Бориса Котика, проявившего свои организаторские способности в сочетании с личной храбростью, назначают начальником отделения штаба дивизии. В 1943 году он становится членом ВКП(б). Начиналась битва за Кубань. В этих боях Борис Котик опять отличился.
ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТА «В боях в кубанских плавнях в течение 1,5 месяцев руководил боем. Личным примером в авангарде корпуса с 27 февраля по 2 марта 1943-го двигал войска через лиманы и Азавское море к Свистельниково. Войска, попадая под огонь противника, в результате умелого руководства сумели отбить все контратаки врага, продолжая совершать марш по плавням в районе Черноерковская — Свистельников. В исключительно тяжелых метеорологических условиях (грязь, вода, бездорожье), при отсутствии каких бы то ни было продуктов, товарищ Котик сумел сохранить боевую готовность своих подразделений. При боях в районе Кубани — Крымская, Неберджаевская, он оперативно оказал помощь командованию в управлении боем, разрабатывал планы боя, неоднократно находясь в боевых порядках полков сумел проявить большую силу воли в деле нацеливания войск на выполнение поставленной задачи…»
Бориса Котика наградили орденом Красного Знамени. Наградной лист описывает в основном события, которые происходили на участке фронта, названного фашистами «Голубой линией». Гитлеровцам отступать здесь было некуда, позади них был Керченский пролив, но сопротивлялись они отчаянно, страх, навеянный Сталинградом, придавал им сил и упорства. Вот как эти бои описывал немецкий полковник:
ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТА «Положительные температуры и дождь превратили незнакомую область болот в сплошную кашу. Тонкий лед вынуждал предпринимать обходные маневры, требовавшие много времени. Заросли камыша давали противнику великолепное укрытие. Часто его можно было заметить лишь с короткого расстояния, а потом начиналась борьба один на один. То, что в тот день пришлось проделать солдатам, описанию не поддается. Непрекращающийся дождь. Промокшие «сухие» пайки в сухарных сумках. Только на короткое время отдельным группам удавалось укрыться от дождя в руинах дома или в хлеву».
Крым наш!
Не хватит слов у и любого писателя, чтобы описать то, как туго приходилось нашим солдатам, в том числе и нашему земляку, участвовавшему в этих «болотных» боях. И это зимой, и ранней весной, штурмуя «Голубую линию». И, тем не менее, со временем фашистов выбили из Таманского полуострова. Начиналось освобождение Крыма. Бориса Котика назначают начальником штаба 417-й стрелковой дивизии.
ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТА «Перед наступлением дивизии на Сивашском плацдарме товарищ Котик проделал огромную работу по организации штабов и управлению войсками. До начала наступления товарищ Котик, не уходя из боевых порядков, подготавливая войска для решительного наступления по прорыву сильно укрепленной линии противника на Сиваше. После двухчасовой артиллерийской подготовки 9.04.1944 года товарищ Котик, находясь в боевых порядках 1372 полка, который был направляющим прорыва, воодушевляя бойцов и офицеров, проявляя мужество и отвагу, поднял пехоту в стремительную атаку и, сломив сопротивление обороняющегося противника, прорвал линию обороны, отбросив врага на исходные позиции. Не давая укрепиться противнику на второй линии обороны, товарищ Котик ни на минуту не ослабевая преследование врага и выполняя приказ командования, стремительно организовал фланговые удары наших частей, в результате чего противник был отброшен к полудню на высоту 30,3. Встречая большое сопротивление противника на высоте, нашим частям необходимо было преодолеть проволочное заграждение и противотанковые рвы. Товарищ Котик быстро организовал группы саперов и штурмовиков. Последние, несмотря на трудности, перегрызли проволочные заграждения, проделали проходы, и пехота рванулась на высоту 30,3. К полудню 11.04.1944 года наши войска очистили узкий перешеек Сиваша и вышли на оперативный простор».
В последующих боях за Крым Борис Котик показал стойкость, умение и оперативность в деле правильной организации заботы разведорганов, работы штабов. Особенно четко была налажена связь. 7 мая 1944 года, после тщательной проверки разведданных и полуторачасовой артподготовки, уроженец Наровли поднял пехоту на штурм горного хребта. Несмотря на сильное сопротивление с переходящим в контрнаступление противником, советские части, ломая все преграды, нанося большой урон нацистам в 19.30 овладели горным хребтом Сапун-Гора. Не давая отступающему противнику закрепиться у ворот крепости, Борис Львович быстро довел до командиров частей новую боевую задачу, в результате чего у самых ворот города гитлеровцы были разбиты, части Красной Армии овладели городом Севастополь.
За проявленное мужество и отвагу, за правильную организацию работы штабов, разведорганов товарищ Котик награжден орденом Красного Знамени.
Враг разбит
В июне дивизию в составе 51 армии перебрасывают на Гомельщину, в район станции Добруш. Оттуда маршем, следуя за наступающими частями 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов солдаты вошли в образовавшийся разрыв между немецкими группами армий «Север» и «Центр». 417-я стрелковая дивизия освобождала город Паневежис и участвовала в отражении контрудара противника у Тукумса. До конца войны подразделение вело бои с Курляндской группировкой противника.
9 мая 1945 года дивизией принята капитуляция немецкой 126-й противотанковой дивизии во главе с командиром генералом Хеллингом. Здесь и окончилась война для Бориса Котика.
Василий ЧАЙКА, фото из архива автора