За долгие годы войны медиками было спасено 17 млн жизней солдат Красной Армии, при том что воевали в ее рядах всего 5 млн. Получается, что медики вернули в строй три Красные Армии! Одним из тех, кто спасал раненных и больных, был наш земляк, уроженец деревни Демидов, фронтовой врач Михаил Рудницкий.

Когда началась Великая Отечественная война, Михаил Рудницкий уже был врачом, призвали его в Красную Армии с территории Казахстана. Период его детства и становления как доктора, к сожалению, особо не изучен. Все дело в том, что род Рудницких в нашем районе сильно пострадал во времена сталинских репрессий. Только в деревне Демидов семь человек с этой фамилией были расстреляны (согласно данным книги «Память. Наровлянский район»).

Михаил Рудницкий попадает служить в полковой медсанбат танковых войск.

Система медицинской помощи в Красной Армии в годы войны делилась на несколько элементов, одним из них была первичная база для ее оказания — санинструкторы и медсанбаты. Именно от того, как они окажут первичную медицинскую помощь зависела жизнь раненых бойцов и командиров. Они же занимались сортировкой раненых, поступающих с поля боя: те, кто получал самые легкие ранения, могли остаться в полковом медсанбате, а затем, подлечившись, возвращались в свои части. Тех же, кто нуждался в длительном лечении, отправляли в тыловые госпитали.

Всю войну служил врачом Михаил Рудницкий в 52-м Отдельном танковом полку, который сформировали из остатков тех частей, которые защищали осенью 1942 года Сталинград. Боевой путь части начался от города Саратова. Приставка к полку «отдельный» обозначала, что эту часть придавали другим частям на усиление. Но были у этого слова и недостатки. Например, когда награждали за какие-то заслуги, то наградить старались бойцов из своих подразделений, иногда забывая о приданных, несмотря на то, что именно они первыми принимали на себя удар и первыми прорывали оборону противника.

Тяжелые бои полку, в котором служил Михаил Рудницкий, пришлось принять на внешнем кольце окружения фашистов под Сталинградом. Танкисты были одними из тех, кто отражал удар и вместе с пехотой не допустил прорыва кольца вокруг окруженных под Сталинградом войск. Отразив атаки, танкисты 52-го танкового полка перешли в наступление, дошли до реки Миус и, захватив плацдарм, стали его оборонять.

Затем, в марте 1943-го, полк отвели на переформирование и отправили в резерв Ставки Главнокомандующего. Потом были бои за Донбасс, где полк придают 353-й дивизии, действовавшей в направлении главного удара. Особенно тяжелыми для полка были бои за населенный пункт Тарановка. Здесь танкисты проявили массовый героизм. Одним из отличившихся в этих боях был лейтенант Павел Любачевский, которого израненного вытащили медики из подбитого танка и спасли ему жизнь в медсанбате. Он вспоминал:

 «Помню, как было приятно и трогательно, когда в госпиталь под Тарановкой приехали со мной попрощаться командир полка подполковник И. Шкадов, офицеры А. Фуров, А. Бродский, М. Мухин, Е. Яковлев, В. Насонов, врач М. Рудницкий, начальник связи полка капитан 3. Сопильник, Н. Учеваткин. И всем им я говорил, что, несмотря на то, что у меня нет правой руки, буду учиться работать левой и постараюсь не забыть полученную в учебном заведении профессию — буду рисовать левой рукой. Потом я был отправлен в Купянск, а оттуда — в Барнаул, где лечился восемь месяцев. Из спины извлекли еще 22 осколка. Должен сказать, что «отремонтировали» меня добротно. Спасибо медицине, полковым и госпитальным врачам».

Пожалуй, нет лучшей награды для медика, чем благодарность пациента. В боях во время Ясско-Кишиневской операции был награжден и Михаил Рудницкий.

ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТА «Товарищ Рудницкий за время прорыва линии обороны противника и преследования его на Юг к реке Прут показал свою способность к эвакуации раненных с поля боя и оказания первой медицинской помощи.

1.08 1944 года во время атаки на высоту 194,4 и 206,4 артиллерийским огнем противника зажжено два танка Т-34. Экипажи получили тяжелые ранения, товарищ Рудницкий, несмотря на сильный обстрел противника, добрался до места стоянки танков, вытащил экипажи, оказал им медицинскую помощь, эвакуировав их своими средствами в безопасное место.

22.08.1944 года в районе станции Бесарабская лично вынес с поля боя 10 человек с тяжелыми ранениями. За период с 20.08 по 28.08 под руководством товарища Рудницкого эвакуировано 45 раненных и оказана им помощь.

За умелую организацию эвакуации раненных с поля боя и проявленную при этом смелость, мужество и отвагу достоин правительственной награды — ордена Отечественной войны II степени».

Командир отдельного 52 танкового Днепродзержинского полка подполковник Шкадов.

Трудно представить, сколько горя и страданий за годы войны видел и пропустил через себя этот замечательный врач. Он заслужил низкого поклона от всех нас за то, что спасал жизни людей в тяжелейших условиях войны. Один из боевых товарищей Михаила Рудницкого оставил такие воспоминания: «На рассвете 9 мая головная походная застава, впереди которой была танковая рота С.Г. Горбаня, остановилась у дорожного знака «Город Грац» (Австрия). Сопротивления мы не встретили. Была напряженная тишина. Радио Москвы объявило о Победе». Так закончилась война для Михаила Рудницкого.

Демобилизовался он в 1947 году в звании подполковника. К сожалению, о послевоенной его жизни ничего пока не удалось узнать, известно лишь то, что его сын Владимир жил в Минске.

Василий ЧАЙКА, фото из открытых интернет-источников