Женщина не понаслышке знает, каким неимоверным трудом в послевоенные годы изготавливались лакомства на легендарном предприятии Наровлянщины.

Детство девочки назвать просто трудным — это мало сказано. Ее судьба жестоко испытывала на прочность, но она выстояла.
— Я родилась в 1939 году в деревне Дворище. В 5 лет осталась сиротой. Отец погиб на фронте. Мама умерла во время работы на колхозном поле. Меня в Тешков забрал дедушка, но спустя год он также ушел из жизни. Бабушкин дом от удара молнии сгорел. Жить было негде. Меня к себе забрал мамин брат, а бабушку — сестра. Жена дяди со мной обращалась очень жестоко. Жилось мне трудно. Я выживала, как могла, — вспоминает детство Мария Матвеевна.
Однажды, не вытерпев оскорблений и унижений, девочка от безысходности ушла из дома. В ситцевом платье она больше суток находилась в лесу под дождем, слышала вой волков, видела рядом с собой глаза зверя, который сжалился и не тронул несчастного ребенка. В тот момент ей не было холодно и страшно. Даже хотелось, чтобы волк избавил от мучений…
— Пришлось вернуться обратно, — рассказывает собеседница. — Люди посоветовали мне называть жену дяди мамой, вдруг, она от этого станет добрее. Но сердце этой женщины от этого слова так и не растаяло… Я постоянно испытывала голод, соседи, проявляя жалость, давали кусок хлеба. Одно время помогала родственникам в Турове. Окончив 9 классов Тешковской школы, пешком пошла в Наровлю в райком комсомола к Ивану Логвину, чтобы тот помог устроиться на фабрику.
Это был 1957 год. По словам Марии Троян, в то время было очень трудно туда попасть. Сначала девушка работала подсобным рабочим в фабричном саду, затем ее взяли в мармеладный цех. Когда Мария Матвеевна вышла замуж, на непродолжительное время уволилась, жила в Тешкове, устроилась в колхоз. Вскоре молодая пара переехала в райцентр. Мария Троян работала в столовой официанткой, затем родила сына Владимира, а после декретного отпуска возвратилась на фабрику в мармеладный цех. Здесь же работал слесарем и супруг Николай. Сначала семья жила на квартире, затем получила свое жилье.
— В то время на фабрике трудилось около 400 человек. Рядом находился клуб. Было весело, работали дружно. Я была варщицей мармелада, затем — бригадиром. На работу меня принимал директор Кузьма Голицын. За годы моей работы сменился не один руководитель. Художником работал Николай Бельский. Продукция фабрики пользовалась большим спросом. Конфеты «Коровка» было трудно купить. На праздники их по большому блату покупали ящиками. На старой фабрике труд был ручной, работали в три смены и без выходных, новую механизировали, поэтому стало легче, — говорит женщина.
В памяти осталось немало приятных моментов. Однажды коллектив мармеладного цеха руководство поощрило путевками в Крым. В 1975 году Марии Матвеевне вручили орден Трудовой Славы III степени. Есть у женщины и другие награды: знаки «Ударник XI пятилетки», «Победитель соцсоревнования». Кроме того, Мария Троян успевала выполнять общественную нагрузку. Она вела профсоюзную работу, депутатскую и народного заседателя, старалась помочь людям в решении различных вопросов.
— Когда произошла катастрофа на ЧАЭС, в тот день делегация района ездила на сессию депутатов в Гомель. О случившемся мы ничего не знали. Позже на фабрике забивали окна клеенкой, чтобы меньше проникал заряженный воздух. Некоторые пытались бастовать, но я старалась их убедить в том, что нужно продолжать работать, — вспоминает героиня публикации.
Мария Троян 30 лет на пенсии, но помнит до мелочей рецептуру мармелада, как менялся упаковочный материал, как работники в белых халатах старались содержать помещение и оборудование в чистоте. Каждый дорожил рабочим местом и получал приличную зарплату.
Мария Матвеевна достойно воспитала сына Владимира, дочь Раису, бабушку радуют успехами 3 внука и 4 правнука. Ветерана труда не забывает администрация фабрики, подруги, с которыми она часто встречается и вспоминает рабочие будни.
Ольга ПАРТЫКО, фото Михаила ШЕВЧЕНКО