Изделия из соломки давно стали визиткой белорусского народного искусства. Неслучайно художественная практика соломоплетения в нашей стране получила статус нематериального культурного наследия. Ежедневно вносит вклад в сохранение этого древнего ремесла наровлянка Марина Мусиенко.

Марина работает в отделе народных художественных ремесел районного дома культуры. Ее мастерская больше напоминает жнивье — то тут, то там уложены пучки соломы. Некоторые традиционно золотистые, другие же раскрашены в различные цвета.
— Разноцветная соломка интересно смотрится в отдельных изделиях, — поясняет героиня публикации.
Из беседы с ней узнаю, что любовь к народным ремеслам ей привили еще в раннем детстве. Мама была настоящей мастерицей-рукодельницей, и многие в родной деревне Победа завидовали ее всегда идеальным ажурным салфеткам, покрывалам, накидкам. Отец же занимался бондарством. А бабушка отлично вязала. Под ее чутким руководством, слушая интересные рассказы, девочка в шесть лет связала первую пару носков.
Она научилась вышивать, шить, изготавливать сувениры из кожи, текстиля и изолона, но настоящей страстью марины стало соломоплетение. Интересуюсь, почему именно этот материал?
— Солома связана с мифологией, обрядовой деятельностью белорусов. Она использовалась в брачных, земледельческих обрядах. Купальский венок, дожиночный сноп, рождественская звезда — во всех знаковых моментах жизни наших предков находилось место хрупкому и в то же время мягкому золотисто-желтому материалу. Он ведь идеален, можно использовать и для эстетики и в утилитарных целях, — отвечает собеседница.
Да, действительно, издревле белорусы крыли соломой крыши, набивали матрасы, подстилали домашнему скоту. Плели лапти, шляпы, кошели, в которых хранили овощи, фрукты. А также украшали жилище плетеными оберегами.
Марина в своем творчестве опирается на народную культуру. Ангелы, звезды, венки, цветы, куклы — каждое изделие она старается наполнить душевным теплом и любовью к родной земле. Но больше всего мастерица любит плести аистов.
— Я очень люблю Беларусь, чувствую в душе большую гордость за свою Родину. А главный символ Беларуси какой? Правильно, — аист, бусел по-нашему. За 20 лет практики я их сплела, наверное, больше тысячи. От маленьких, сантиметров 15, до больших — более полуметра, — говорит женщина.
Расспрашиваю мастерицу, сколько нужно времени, сил и соломки, чтобы сделать одного соломенного бусла?
— Смотря какого. Больших — день-два, здесь ведь нужно не только сплести, но и соломы нарезать. А вот с маленьким справлюсь за минут 15, — не прерывая кропотливой работы, проводит для меня «ликбез» наровлянка. — Заготавливаем солому один раз в год, летом: пожали, высушили как следует, колосья обрезали и ставим на хранение, а потом берем сколько надо. Чтобы солома стала податливее, перед плетением обливаем ее кипятком.
Согласно установленному мной таймеру, буслика Марина изготовила за 12 минут. Что сказать? Опыт! Она и мне предоставила возможность попробовать свои силы в соломоплетении. И, признаюсь, дело это довольно кропотливое. Тут соломку переложи, тут — перегни, а тут — держи крепко, чтобы плетение было плотным…
— Мои буслы «разлетелись» по всему миру, разве что, наверное, в Индии их нет, — смеется собеседница. — За границей очень ценится ручная работа, поэтому, когда наровлянские дети ездили на отдых за рубеж, всегда везли в подарок принимающей стороне изделия из соломки.
Сегодня этот популярный сувенир покупают во время выставок-продаж гости нашего города. Везут их в различные страны и города бывшие жители Наровлянщины, которые посещают малую родину.
— Не хочу, чтобы звучало высокомерно, но я вижу свою миссию в сохранении культурного наследия Беларуси. Вместе с коллегами мы всячески популяризируем народные ремесла, проводим мастер-классы для детей и взрослых. Я считаю, что соломоплетение — это та ценность, которую ни в коем случае нельзя утратить, — подчеркнула Марина Мусиенко.
Алеся ЛИТВИН, фото автора