Общая площадь земель лесного фонда Беларуси составляет более 9,7 млн га — на каждого жителя страны приходится более 1 га леса. При этом средняя лесистость территории страны достигла 40,2% при среднем запасе насаждений в 232 куб.м древесины. Показатели из года в год растут, однако остаются некоторые вопросы, с которыми и работают белорусские лесоводы. О том,зачем нужен стратегический запас семян хвойных растений и куда перемещается ареал распространения ели, рассказал главный специалист управления лесного хозяйства Минлесхоза Александр Овсей.


Беларусь создала отлаженную систему управления лесным хозяйством, которая включает охрану, защиту и рациональное использование лесных ресурсов. Так как леса являются живыми биологическими объектами, они в значительной степени подвержены неприятным факторам среды — болезни и вредители приводят к значительным повреждениям участков лесного фонда.

«Довольно свежи еще в памяти 2017-2019 годы, когда лесное хозяйство нашей страны столкнулось с массовым размножением вершинного короеда, который привел к массовому усыханию сосновых насаждений. Циклически повторяются вспышки размножения и короеда-типографа, которые повреждают лесные насаждения ели европейской», — рассказал Александр Овсей.

Значительное повреждение лесам наносят и неблагоприятные абиотические факторы, к которым можно отнести пожары, снеголомы или ветровально-буреловные явления. Одно из крупнейших таких явлений в истории суверенной Беларуси произошло в июле 2024 года, когда одномоментно леса были повреждены на территории, исчисляющейся десятками тысяч гектар.

«Во всех этих случаях во избежание создания очагов болезней и вредителей, а также в целях рационального использования древесного ресурса поврежденные участки лесного фонда оперативно разрабатываются, а на их месте создаются новые леса. Дополнительно регулярно лесохозяйственным учреждениям передаются низкобальные непокрытые лесом земли, ведение сельского хозяйства на которых нецелесообразно и на которых при соответствующих почвенно-грунтовых условиях также создаются лесные культуры», — отметил специалист.

Лесохозяйственными учреждениями также ведутся плановые рубки и заготовки спелых лесов, которые тоже необходимо возобновлять новыми лесами. А для лесовосстановления необходим качественный посевной и посадочный материал.


Первым этапом всего лесовосстановления является лесное семеноводство. В настоящее время в Беларуси оно ведется на селекционно-генетической основе. Так, выделены и отобраны наиболее продуктивные и устойчивые деревья и насаждения, которым присвоен статус элитных. На их основе созданы лесосеменные плантации. Основное назначение таких объектов — получение не древесины, а генетически улучшенного посевного материала для целей лесовосстановления и лесоразведения, подчеркнул Александр Овсей.

«В республике функционирует пять лесосеменных цехов, где происходит переработка сырья, заготовленного на плантациях. То есть у нас имеется лесосеменная плантация, где заготавливаем сырье, к примеру шишки. Потом собранные шишки везутся на лесосеменные цеха, там они перерабатываются и получаются готовые чистые семена. Проводится проверка их посевных качеств, после чего семенной материал закладывается на хранение в холодильные камеры», — пояснил он.

Для чего нужен этот стратегический запас? Урожайные года по лесным растениям бывают, как правило, раз в три, а то и в пять лет. Второй момент — могут произойти чрезвычайные ситуации, к примеру, такие ураган в июле прошлого года, когда внезапно лес может погибнуть на значительных площадях и, соответственно, в ограниченный промежуток времени лесники должны его там возобновить.

«Для этих целей имеется вот этот стратегический запас. Как правило, на хранении у лесхозов находится трехлетний резерв семян хвойных пород. То есть, если три года подряд вообще урожая не будет, лесхоз в целом без проблем будет восстанавливать леса», — обратил внимание Александр Овсей.

После того, как получен семенной материал, его высевают в лесных питомниках. Всего в системе Минлесхоза функционирует 79 лесных питомников на площади свыше 1,3 тыс. га, где посадочный материал выращивается как в условиях открытого грунта, так и в теплицах. Ежегодно в питомниках для целей создания новых лесов в дополнение к существующим посадкам и для озеленения в среднем выращивается от 350 до 400 млн стандартного посадочного материала.

«С каждым годом увеличивается объем выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой (ЗКС), который имеет ряд преимуществ по сравнению со стандартным классическим посадочным материалом с открытой корневой системой. Это более высокая приживаемость, интенсивный рост уже в первый год после посадки. Данные лесные культуры меньше нуждаются в уходе», — рассказал представитель министерства.

Уже построены и работают четыре специализированных тепличных комплекса по выращиванию посадочного материала с ЗКС, оснащенных автоматическими линиями набивки кассет и высева семян, компьютерным контролем микроклимата в теплицах и системами полива. В перспективе планируется строительство еще одного аналогичного тепличного комплекса на базе Ивьевского лесхоза и расширение существующих мощностей уже построенных.

«Если в настоящее время мы таким посадочным материалом восстанавливаем чуть более 20%, то с расширением существующих комплексов и строительством новых планируется, что новые леса с использованием такого посадочного материала будем создавать на порядка 30% от общей площади», — акцентировал Александр Овсей.

Новые леса создаются, как правило, посадочным материалом сосны, ели, дуба, березы, ольхи черной, клена, липы. Однако климатические изменения начинают влиять и на породный состав лесных насаждений. Так, по территории Беларуси проходит южный ареал распространения ели европейской. В связи с повышением среднегодовой температуры воздуха и снижением уровня грунтовых вод происходит смещение ареала все далее на север.

«Елка, к сожалению, с южной части постепенно уходит уже на север. Поэтому для замены ели в южных регионах активно используются твердолиственные аборигенные древесные виды, такие как дуб, ясень, клен, вяз, а также лиственница европейская. Ведутся научные работы по оценке эффективности использования в лесовосстановлении таких пород, как пихта белая и бук лесной», — обратил внимание Александр Овсей.

К слову, белая пихта — это аборигенная порода, занесенная в Красную книгу Республики Беларусь. Ее единственное естественное место произрастания находится в Беловежской пуще. В определенных почвенно-грунтовых условиях у нее есть значительный потенциал, а по продуктивности и устойчивости она обходит европейскую ель. Бук лесной также довольно перспективная порода для лесовосстановления. «Но перед массовым внедрением в лесохозяйственное производство необходимо научное и всестороннее изучение всех аспектов данной древесной породы, в том числе и с учетом ее дальнейшего влияния на нашу аборигенную флору», — уточнил специалист.