Это социальное явление, которое предусматривает разложение власти, использование лицами, уполномоченными на выполнение функций государства, своего служебного положения для незаконного получения материальных благ и преимуществ.
Коррупция в сфере государственной службы существует, прежде всего, потому, что у должностного лица есть возможность распоряжаться ресурсами, ему не принадлежащими, за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам можно отнести бюджетные средства, государственную и коммунальную собственность, льготы, государственные и иные закупки и т.д.
В уголовном законодательстве предусмотрена ответственность и отдельный перечень коррупционных преступлений:
— ст.210 УК (Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями) предусмотрено наказание лишением свободы на срок от 5 до 12 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
— ч.2, 3 ст.235 УК (Легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем) — наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
— ч.2, 3 ст.424 УК (Злоупотребление властью или служебными полномочиями) — наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
— ч.2, З ст.425 УК (Бездействие должностного лица) — наказываются лишением свободы на срок от 2 до 7 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
— ч.2, 3 ст.426 УК (Превышение власти или служебных полномочий) — наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
— ст.429 УК (Незаконное участие в предпринимательской деятельности) — наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
— ст.430 УК (Получение взятки) — наказываются лишением свободы на срок от 5 до 15 лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
— ст.431 УК (Дача взятки) — наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом или без штрафа. Примечание: лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
— ст.432 УК (Посредничество во взяточничестве) — наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом или без штрафа. Примечание: виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном и активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления;
— ст.455 УК (Злоупотребление властью, превышение власти либо Бездействие власти) — наказываются лишением свободы на срок от 5 до 12 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Также, в нашей стране принят и действует Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-3 «О борьбе с коррупцией» который устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий.
В 2023 и 2024 годах на территории Наровлянского района преступлений коррупционной направленности не регистрировалось, в 2019 году —1 (ст. 210 УК), в 2018 году —1 (ст.210 УК), в2017 году — 4 (ст. 210 УК — 3, ст. 426 УК- —1), в 2016 году — 5 (ст. 430 УК), в 2021 году — 2 (ст.210 УК — 1, ст.427 УК — 1), в 2022 году— 1 (ст.210 УК), в 2023 году — 1 (ст.426 УК). Следует отметить, что в 2022-2023 годах преступления указанной категории возбуждались прокуратурой района.
В этой связи, прокуратурой района на постоянной основе проводятся соответствующие проверки (в 1 полугодии 2024 года проведено 2 проверки касающихся вопросов закупок, декларирования мущества, порядка премирования руководителей предприятий). Внесено 2 акта прокурорского надзора на основании которых, 8 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
К примеру, в июне 2024 году по предписанию прокуратуры района отменена проводившаяся одним из учреждений Наровлянского района за счет бюджетных средств государственная закупка с нарушениями требований антикоррупционного законодательства на сумму более 14 тыс. руб.
В свою очередь, хотелось бы информировать неравнодушных граждан нашего района, в случае наличия известной им информации и фактах коррупции на территории района, сообщить в т.ч. на конфиденциальной (анонимной) основе, указанные факты в прокуратуру района по тел.4-33-81 или по адресу; г. Наровля, ул. Ленина, 40).
Прокуратура Наровлянского района