Центральным событием 2025 года станет 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник является важнейшей частью общей истории народов бывшего Советского Союза, объединенных стремлением сохранить историческую память о Великой Победе и передать ее следующим поколениям.

В преддверии памятной даты предлагаем читателям ознакомиться с воспоминаниями бывшего руководителя подпольной партийной организации, председателя Кировского сельского Совета Ольгерда Садовского о деятельности мальцовской подпольной комсомольской организации в годы Великой Отечественной войны.
Мальцовская комсомольская организация была создана еще в начале войны. В первые дни немецкой оккупации комсомольцы Бронислав Жигадло, Александр Пигулевский, Камилла Жигадло и Бернат Жигадло во главе с молодой учительницей — секретарем комсомольской организации Верой Пигулевской — организовали подполье.
Во время немецкой оккупации комсомольская организация пополняла свои ряды за счет молодежи, которая в то время возвращалась в деревню Мальцы. Так, в августе 1941 года в родное село вернулся учитель Дерновичской средней школы, комсомолец Адам Цалко. Кроме того, в организацию вступили молодые бойцы, вырвавшиеся из окружения, — Михаил Шатило, Василий Комаров и Михаил Кириллов. В подпольную организацию также были приняты и отставшие от группы десантники Иван Касьянов и Андрей Андреев. Они привезли с собой несколько экземпляров газеты «Правда» и около сотни листовок. Это было большим подспорьем в работе комсомольской организации.
К маю 1942 года в мальцовской подпольной комсомольской организации уже состояло более 10 человек, хорошо проверенных членов ВЛКСМ. Все они не только читали газеты и листовки, но часто сами писали и распространяли их. В листовках призывали население срывать все мероприятия, которые проводились немецкими оккупантами.
Для спасения молодежи от угона в немецкое рабство по решению подпольного комсомольского собрания было установлено дежурство по наблюдению за дорогами со стороны немецких гарнизонов. Однако немецкие прихвостни, которые знали все дороги, внезапно ворвались в деревню с другой стороны и силой согнали молодежь, не успевшую спрятаться. Пьяные фашистские служаки били прикладами всех, кто попадался им под руку. Молодежь, взятая в плен, должна была сопровождаться ими в Наровлю.
Узнав об издевательствах и насилии, подпольщики с оружием в руках устроили засаду в двух километрах от деревни. Во второй половине дня они заметили колонну. Подпустив ее на 150 шагов, старший группы Михаил Шатило скомандовал: «По изменникам Родины — огонь!» Раздались дружеские залпы. Неожиданность внезапного нападения заставила конвоиров бежать, не сделав ни единого выстрела. Воспользовавшись паникой, пленные сначала разбежались по кустам, а затем вернулись в Мальцы. Это было первое боевое крещение подпольной комсомольской организации, вставшей на защиту своих товарищей.
На одном из комсомольских собраний, которое проходило под видом молодежной вечеринки, Вера Пигулевская доложила, что в деревнях Киров, Углы, Вербовичи и Габрилеевка фашисты назначили старост из числа бывших уголовников, кулацких сынков и пьяниц, которые активно помогают немецким оккупантам. Участились случаи арестов партийного, советского и комсомольского активов. Вера Александровна призвала участников мальцовского подполья не допускать подобных случаев в Мальцах. Было предложено рекомендовать старостой деревни своего человека, который бы защищал интересы односельчан. И самое главное, он бы мог легко проводить разведку во вражеских гарнизонах. Таким образом, предоставлялась возможность установить связь с подпольным райкомом комсомола и другими подпольными комсомольскими организациями района.
Члены подпольной комсомольской организации решили рекомендовать на должность старосты смелого и находчивого товарища, пользовавшегося авторитетом среди молодежи не только в своей деревне, но и в районе. Им стал Адам Цалко. Получив удостоверение старосты, он под видом служебной командировки установил связь с учителем деревни Лубень Ларчиком, которого также выбрали комсомольские подпольщики своим лидером. Затем Адам Цалко «навестил родственников» в Наровле и установил связь с комсомольскими подпольщиками Леонидом Абрамовым и Василием Беспаловым.
В результате этих встреч выяснилось, что подпольного бюро райкома комсомола в Наровле не существует. Бывший первый секретарь райкома комсомола Петровский был схвачен наровлянской жандармерией и под угрозой расстрела, спасая свою шкуру, сдал жандармерии списки партийного и комсомольского актива района. Это сообщение вызвало возмущение не только среди молодежи, но и среди всех граждан района. Об опасности были срочно оповещены все комсомольские организации.
В связи со сложившейся обстановкой весь комсомольский актив был вынужден сменить место жительства и переехать. Оставшиеся вне подозрений члены подполья были направлены на службу в наровлянскую полицию. Рискуя каждой минутой, здесь работали комсомольцы Василий Беспалов, Петр Сахно, Михаил Игнатович и другие. Они систематически информировали командование партизанских отрядов о деятельности жандармерии в районе. По их предупреждению комсомольцы-подпольщики Михаил Шатило, Василий Комаров, Михаил Кириллов, Иван Касьянов и Андрей Андреев скрылись в лесу, а Рома Драпей, Нина Теслюк, Ирина Чернецкая и Евгений Теслюк были схвачены и расстреляны.
Агенты фашистской разведки установили, что староста деревни Мальцы Адам Цалко и учительница Вера Пигулевская — комсомольские активисты, связанные с партизанами. В связи с этим Ельское гестапо потребовало от наровлянской жандармерии немедленного ареста и расстрела их, как партизан. Цалко вступил в партизанский отряд им. Кирова, а Пигулевская была принята в разведгруппу Николаева. Одновременно она продолжала руководить мальцовской подпольной комсомольской организацией.
Однажды командир разведывательной группы Николаев и его заместитель Мирейко поручили Вере Пигулевской принять людей и груз с нашего самолета из Москвы. Ей дали пароль для приема людей и ракетницу для подачи сигнала. В течение пяти ночей она ходила в условленное место, ожидая самолет. На шестой день, в два часа ночи, Вера услышала рев самолета. Она запустила вверх три зеленые ракеты. Самолет сбросил 7 мешков с оружием и боеприпасами, а также из него высадились два десантника, которые назвали пароль. Это были молодые радисты Ваня и Петя. Груз был спрятан в надежном месте. И тогда Вера Александровна повела десантников в Мальцы. Они жили в ее доме больше недели. Вера понимала, что рискует своей жизнью и жизнью родителей, но делала все это во имя нашей Победы. За это время десантники ознакомились с обстановкой в тылу противника. Затем они вместе с разведгруппой двинулись на запад к месту назначения. Вера Пигулевская вошла в разведгруппу Федора Мирейко.
Когда наровлянская жандармерия внезапно ворвалась в Мальцы, чтобы навести «новый порядок», большинство жителей деревни, предупрежденных о надвигающейся опасности, ушли в лес, а комсомольцы влились в партизанский отряд. В селе осталось всего 18 человек: старики, женщины и дети, которые по состоянию здоровья не пошли в лес, надеясь на фашистскую милость. Но палачи показали всему району истинное лицо. Они загнали людей в сарай, произвели по ним несколько залпов и подожгли его. Сарай наполнился стонами и криками. В этот день были сожжены Мальцы. Пламя пылающей деревни еще долго отдавалось болью утраты своих родных и близких в сердцах тех, кто выжил в этом аду…
История Великой Отечественной войны — это история великого мужества, героического самопожертвования, триумфа воли во имя будущего всего человечества. Память о тех, кто отдал свои жизни, защищая Родину, всегда будет жить в наших сердцах.
По материалам Зонального государственного архива в г. Мозыре