В учреждениях образования Наровлянского района успешно реализуется форма интегрированного обучения. В отдельных классах наравне с обычными ребятами обучаются дети с особенностями психофизического развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Подход к каждому такому ребенку — конечно же, индивидуальный.

Система интегрированного обучения и воспитания, когда ребенок с особенностями может обучаться вместе с другими детьми, не нова. Практика инклюзивного обучения на Наровлянщине внедрена более 10 лет назад. Как рассказала Татьяна Бобровская, и.о. директора Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, сейчас в районе насчитывается семь классов интегрированного обучения и воспитания для детей с особенностями психофизического развития. Они функционируют в трех учреждениях образования: СШ № 2 им. И.М. Шаврея, СШ № 3 им. Героя Советского Союза А.Г. Корзуна, Головчицкобудянской БШ. Специальное образование в 2025/2026 учебном году получают 24 школьника.

— Особое внимание уделяется детям с расстройствами аутистического спектра. Для двух таких учащихся в СШ № 2 организовано персональное педагогическое сопровождение. Это означает, что за каждым ребенком закреплен специалист, который помогает ему адаптироваться, осваивать учебный материал и взаимодействовать с окружающими. Такой индивидуальный подход — залог максимального раскрытия потенциала каждого ребенка, — говорит Татьяна Анатольевна.

Успех интегрированного обучения во многом зависит от слаженной работы педагогического коллектива. В таких классах работают не только учителя, но и высококвалифицированные учителя-дефектологи. С ними школьники с особенностями развития осваивают математику, чтение, письмо. У каждого такого ребенка своя учебная программа. И учитель-дефектолог обязательно учитывает это при проведении занятий. На всех остальных предметах (трудовое обучение, физкультура, изобразительное искусство, музыка) учащиеся с особенностями психофизического развития занимаются в общем классе с учителем начальной школы вместе с ребятами. Все внеклассные мероприятия дети также посещают вместе. Это сближает учащихся, помогает детям лучше социализироваться в обществе.

Средняя школа № 2 им. И.М. Шаврея уже давно стала флагманом в области инклюзивного образования в нашем районе. Здесь сложилась команда опытных педагогов, которые с глубокой самоотдачей работают с детьми. Ежедневно вкладывают в ребят свои знания, внимание, любовь и доброту Марина Якименко и Ольга Журавель.

— Интегрированное обучение — это не просто формальная организация учебного процесса, — делится мыслями Марина Якименко, учитель-дефектолог с многолетним стажем. — Это способ для каждого ребенка, независимо от его особенностей, почувствовать себя частью коллектива, получить качественное образование и подготовиться к полноценной жизни в обществе. Для нас, педагогов, это возможность увидеть, как дети раскрываются, преодолевают трудности и достигают успехов. Это непередаваемое чувство — быть частью этого процесса, видеть, как с каждым днем они становятся увереннее и самостоятельнее. Такая форма работы помогает ребятам социализироваться, научиться взаимодействовать со сверстниками, развивать свои сильные стороны и компенсировать слабые.

Интегрированное образование — это шаг к созданию инклюзивного общества, где каждый человек чувствует себя нужным и ценным. Наровлянщина активно движется в этом направлении, и успехи наших школ в области интеграции — лучшее тому подтверждение. Мы гордимся нашими педагогами, нашими учениками и их родителями, которые вместе создают будущее, где нет места исключениям, а есть только возможности для всех.

Алеся ЛИТВИН, фото автора