Геноцид советского народа со стороны нацистской Германии был продиктован, в том числе, соображениями геополитического характера. Фашистские лидеры считали, что выполняют историческую миссию — уничтожение СССР как сильного противника Европы.
Проживающие в СССР славянские и другие народы согласно расистским представлениям подлежали значительному сокращению посредством физического истребления и применения других мер дискриминирующего характера.
— Одной из главных целей немцев, в ходе реализации плана «Ост», было полномасштабное выселение в Сибирь 65 % украинцев, 75 % белорусов с занимаемой ими территории, то есть с нашей родной земли, и постепенное заселение освободившегося пространства немецкими колонистами, — поясняет прокурор Наровлянского района Павел Ярмош. — Согласно плану главного управления имперской безопасности, около 25 % белорусов должны были быть подвергнуты онемечиванию, мы должны были перестать существовать как нация.
Поэтому неудивительно, что, уничтожив жителей Наровлянщины еврейской национальности, немецко-фашистские захватчики сразу же приступили к массовому террору в отношении жителей других национальностей.
— В отличие от многих уже порабощенных Германией стран Европы поведение оккупантов на территории Советского Союза отличалось особой жестокостью. В «Памятке немецкого солдата» было записано: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек», — комментирует прокурор.
В материалах уголовного дела по факту геноцида белорусского народа имеется протокол опроса Александры Демидчик, прославленной партизанки, соратницы легендарного Ковпака. Она вспоминала, что, находясь в местной тюрьме, стала свидетельницей бесчеловечного отношения нацистов и их пособников к мирному населению.
«3 апреля 1942 года пьяные полицейские ворвались в тюрьму. В тюрьме в одиночных камерах сидели Денисов Борис, Фалейчук, Синявский (подосланный для шпионажа над заключенными). После угроз и отборных матерных слов они ворвались к Денисову и избили его до полусмерти… Потом подошли к Фалейчуку. Гирей переломали руку и избили до полусмерти… Числа 9 апреля Денисова увели за городской поселок и там расстреляли. Фалейчука гнали до Смолеговской Рудни в одном белье и босого по снегу, связанного. К месту расстрела он пришел избитым до полусмерти. Труп трудно было узнать. Одежду, снятую с убитых, гитлеровцы присвоили себе».
Кроме того, жестокость оккупантов объяснялась еще и противостоянием немецкого национал-социализма большевизму.
Буквально за несколько дней до нападения на Советский Союз один из идеологов третьего рейха Альфред Розенберг, выступая в кругу соратников, заявил: «Сегодня же мы ведем «крестовый поход» против большевизма не для того, чтобы освободить «бедных русских» на все времена от этого большевизма. А для того чтобы проводить германскую мировую политику и обезопасить Германскую империю».
— Жительница Наровли Анна Ерей вспоминала, что 15 марта 1943 года гитлеровцами была сделана облава по горпоселку с целью вылавливания людей, которых они подозревали в симпатии к советской власти. Вечером в дом, где проживали Ольга Ерей, Михаил Бондарь, Галина Постацкая, Иван Крикун, Андрей Зайцев, Мария Круппа, Антонина Бахмацкая, Варвара Щербин явились полицейские и немецкие жандармы и заявили, что все члены указанных выше семей должны пойти в жандармерию на допрос. Всего в тот вечер увели 35 человек, из них 4 мужчин, 14 женщин и 17 детей. На рассвете всех расстреляли, — рассказал Павел Викторович.
Эти воспоминания — громкие свидетельства тех, кого уже нет в живых. Они позволяют не допустить забвения. Спустя почти 80 лет после победы над «коричневой чумой» переосмысление событий самой страшной войны в истории человечества является необходимостью. Осознание тяжелейших последствий проводимого нацистами и их пособниками геноцида белорусского народа является одним из главных факторов противодействия нацистской идеологии.
Алеся ЛИТВИН