Дерусификация в Латвии вышла на пищевой уровень, призывая граждан отказаться от шашлыка.

Данную идею в социальных сетях начал продвигать видный «дерусификатор» Марцис «Stop Russians» Кулис. Это тот самый националист, который предлагал выслать из Латвии 300 000 «колонистов». Под колонистами он имел в виду русскоязычных, которые приехали в Латвию во времена Советского Союза.

И вот СССР опять не дает ему покоя. В своем микроблоге «Х» он написал: «Советизм — это еще и «культура шашлыка»… Интересно, что ели латыши до 1940 года? Ничего? А как они без «шашлыка» пережили Лиго и прочие праздники? Они, наверное, стонали и кричали в агонии… Думаете, латыши не жарили мясо на вертеле 2 000 лет? Так зачем же называть все это «шашлыком»? Почему?»

В комментариях он предложил свою замену «пророссийскуму» шашлыку. «Рекомендую — говяжья голяшка в вине. Намного вкуснее», — указал Кулис.

Естественно, такой спич поддержки не нашел. Комментаторы пишут, что националист «не знает, до чего докопаться». А также возмущаются тем, что «шашлык даже не родом из России», и предлагают отказаться от котлеты по-киевски: «это тоже советизм, особенно популярной она стала в советское время».

Сразу вспомнилось, как в 2017-м в Украине решили запретить Масленицу и декоммунизировать поедание блинов. Киевский этнограф Елена Ивановская заявила, что эту традицию придумали большевики. А ничего, что традиция поедания блинов зародилось в первом тысячелетии нашей эры при язычестве? И Масленица праздник языческий, лишь потом он был приурочен к христианскому Великому посту.

В принципе, мы уже привыкли к фантазиям украинских культурологов. За последние годы они навыдумывали немало псевдоисторических фактов, восхваляющих их страну. И «великие укры» Черное море выкопали, и даже Иисус Христос в списки украинцев записан. Да, на какую провокацию они только не готовы пойти, лишь бы отвести народный взгляд от реальных проблем.

Так, в конце минувшего года в Украине захотели запретить салаты «Оливье» и «Селедка под шубой». Активисты создали петицию, в которой требовали официального запрета двух популярных блюд в стране. По их мнению, эти салаты нарушают патриотические принципы и наносят больший ущерб, чем коррупция. Благо, дальше бредовой петиции дело не дошло. Опросы жителей «жовто-блакитной» показали, что люди не готовы отказываться от традиционных блюд в угоду дерусификации.

И, казалось бы, поглумились над салатами и хватит. Но не тут то было! Буквально на днях смотрела на YouTube выпуск одного тревел-блогера, посвященный Брайтон-Бич — одному из районов Нью-Йорка, о котором хорошо известно, наверное, каждому жителю постсоветского пространства. Там полно магазинов и ресторанов с красноречивыми названиями: «Калинка», «Санкт-Петербург», «Татьяна», «Вареничная» и так далее, в которых в широком ассортименте представлены продукты как американского производства, так и постсоветских стран. На соседних полках встречаются торт «Киевский» от кондитерской фабрики, принадлежащей бывшему украинскому президенту, наш отечественный сыр «Брест-Литовск» и российская сгущенка. А также всяческие готовые блюда. Среди которых салат «Русский», известный нам как «Оливье». И вот именно этот салат стал красной тряпкой для ведущего шоу. Он возмущался тем, что блюдо не переименовали, несмотря даже на СВО, развернутую Россией.

Отмечу, что блогер родом из Москвы, но рьяно критикует российскую власть, за что внесен Минюстом России в список иноагентов.

Русофобия особенно активно и системно взращивалась последние десять лет. Украинские политики годами пропагандировали ненависть ко всему русскому, скандируя с трибун: «Все, что имеет в корне слово «Россия», — это кристальное, тотальное и доказанное зло», «русскоязычные украинцы — самая большая проблема Украины», «Россия крадет чужую историю — это факт». Сегрегация русскоговорящих в Украине давно вышла за рамки понимания. И здесь напрашивается параллель с Германией 30-х годов прошлого века, когда к власти пришли национал-социалисты во главе с Гитлером, обвиняющие во всех своих бедах евреев. И ненависть привела к дымящим печам Освенцима, Бухенвальда и Дахау…

Алеся ЛИТВИН