Коляды — это промежуток времени с 6 по 19 января. Этот период включает в себя несколько значимых праздников и традиций. Сегодня мы расскажем о том, как у нас на Полесье колядовали и встречали старый Новый год в ночь с 13 на 14 января.

Начиналась подготовка к колядованию за несколько дней до его проведения. Молодежь собиралась в компанию (в населенных пунктах их могло быть несколько) и распределяла между собой роли. Кто-то вел козу, которая в древности была самым главным действующим лицом этого обряда. Все дело в том, что это животное в мифологическом представлении связано с силами тьмы и зла. Козе отводилась роль собирателя всего плохого, что есть в доме. Жилище, в которое приводили животное, очищалось от всего связанного с силами тьмы, а негатив переходил на козу.

Козу, как необходимый атрибут, водить перестали уже давно. Ее сначала заменили маской, а со временем и она отошла на второй план. Но в советские времена кое-где ее все-таки надевали.

 Примерно то же символическое значение — собрать в доме все плохое — носило переодевание колядников. Переодевшись, например, в медведя, вывернув шубу (а в старину — кожух) наизнанку, колядник брал все отрицательное не на себя, а на животное, в которое он «превратился», а сам оставался «чистым».

Вместо козы, а часто и вместе с ней, под воздействием уже христианской традиции, стали носить Вифлеемскую восьмиконечную звезду, украшенную лентами. Она символизировала надежду на искупление грехов, которую с собой принес родившийся Иисус Христос.

Кто-то в компании колядников, как правило, самый сильный, нес мешок с подарками, что давали им за колядование, его «должность» называлась «мехоноша». Со временем она упразднилась и каждый свое «добро» стал носить сам.

Распределив роли, определив колядные песни, которые будут петь, и назначив место встречи, колядники ждали 13 января. Как только в этот день начинало темнеть, они отправлялись колядовать.

Готовились заранее к встрече старого Нового года и хозяева: убирали во дворе, накрывался стол, ставили подарки. Каждый в старину был заинтересован в том, чтобы к нему в дом пришли колядники.

Колядные песни тоже прошли долгий тысячелетний путь в своем развитии, и уже в советское время стали всего лишь четверостишьями для детей. Главным персонажем этих колядок был жук Петрик. Вот как произносили одну из таких колядок лет 50 тому назад: «Петрик-шедрик, дай вареник, грудку кашки, кольцо колбаски, а вы люди знайте, копеечку дайте». «Петриком» называли божью коровку. Она, по верованьям наших людей, жила на небе и исполняла роль посланника.

Своеобразный путь развития прошли и колядные подарки, которыми одаривали колядующих. Если лет 100 тому назад это было что-то съестное, то затем в качестве подарка колядники хотели получить «копеечку». В советские времена копейки и были самым главным подарком. Обычно давали детям от 10 до 20 копеек, «гарбузные зернята» и конфеты. А если колядники состояли в родстве с теми, у кого колядуют, то они получали и больше — целый рубль!

После того, как колядование заканчивалось, те презенты, которыми одарили колядников делились между участниками, а козу вместе с «грехами» в стародавние времена выгоняли в лес.

Еще одним значимым этапом коледования было утро 14 января, когда в очищенный дом приходили засевать. В старину пелись песни. Их называли «засевалки». В советские времена говорили четверостишия. Вот пример одного из них:

Сею, сею, посеваю,

с Новым годом поздравляю!

Сею жито и пшеницу,

дайте, бабо, паляницу.

Паляница не така,

дайте, бабо, пятака.

Очень важно было, чтоб в этот день кто-то пришел засевать, потому что Новый год уже наступил, и пока дом чист, нужно, чтоб в нем было символически засеяно тем, с чего человек живет — житом и пшеницей. К сожалению, эта часть колядных обрядовых традиций теперь почти не проводится.

Если Рождество Христово — христианский праздник, праздник верующих людей, то Коляды и встреча старого Нового года — это праздник, насквозь пронизанный традиционной языческой символикой. Но это наша история, о которой нужно помнить и беречь то, что еще сохранилось.

Василий ЧАЙКА, фото из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер