Правила едины для всех

С 1 июля 2025 года без переноса сроков в Беларуси будет осуществлен переход на новое кассовое оборудование. Это предусмотрено постановлением Правительства и Национального банка, согласно которому в стране необходимо провести полное обновление парка касс. Требования четко сформированы, есть наработанные образцы устройств. На сегодняшний день допущены к использованию 32 модели кассовых суммирующих аппаратов, 19 из которых поддерживают реализацию маркированных товаров, и 24 модели программных касс, 23 из которых поддерживают реализацию маркированных товаров, соответствующих новым требованиям. Узнали, какое оборудование специалисты советуют выбирать предпринимателям и почему не стоит игнорировать сроки модернизации касс.

Успеть в срок

В стране активно проходит кампания по замене кассового оборудования. Проект запущен в рамках совместной с Россией программы интеграции информационных систем маркировки. Требования просты: предприятия, которые торгуют маркируемыми товарами, должны были перейти на их дифференцированный учет и заменить кассовое оборудование до 1 января 2025 года. Для остальных срок — до 1 апреля 2025-го. Крупные игроки откликнулись быстро.

— Более 51 тысячи субъектов хозяйствования уже заменили кассовое оборудование на новое. Практически все крупные торговые сети перешли на использование кассового оборудования, соответствующего новым требованиям. При этом в отношении субъектов малого и среднего бизнеса наблюдаются низкие темпы замены и обновления, — отметила начальник главного управления контроля реализации товаров и услуг МНС Лариса Шибко. — Но замена кассового оборудования — это не всегда уже завершение процесса в полном его понимании. Тот, кто работает с маркированными товарами, должен еще провести ряд других мероприятий. В первую очередь обучить персонал работе на новом кассовом оборудовании. А еще обеспечить дифференцированный учет товаров. Речь идет о тех, что подлежат маркировке. Так как это широкий спектр потребительских товаров, он касается практически всех субъектов малого предпринимательства, которые осуществляют розничную торговлю ими. Поэтому мы еще раз хотели бы призвать наших субъектов хозяйствования не тянуть с этим вопросом, а в срочном порядке заменить кассовое оборудование.

В Министерстве по налогам и сборам обращают внимание владельцев магазинов шаговой доступности с малой и средней торговой площадью, что необходимо принять меры по доработке либо замене кассового оборудования не позднее 1 апреля. Это следует сделать во избежание напряженности и негативных последствий, связанных с вынужденной приостановкой работы торговых объектов с 1 июля 2025 года, в которых не будет установлено новое кассовое оборудование, чтобы не быть привлеченным к административной ответственности. Ведь с этой даты за нарушение порядка его использования предусмотрена серьезная административная ответственность.

— Обеспечив замену кассового оборудования к 1 апреля, субъекты хозяйствования смогут в плановом режиме без финансовых и временных потерь обучить свой персонал работе с ним, а в случае реализации товаров, подлежащих маркировке, и обеспечению ведения дифференцированного учета данных о реализуемых товарах, — добавила Лариса Шибко.

Кстати, требования по ведению дифференцированного учета и представлению детальной информации в чеке касаются крупных торговых объектов и субъектов, которые будут реализовывать товары, подлежащие маркировке. Однако любой другой субъект предпринимательской деятельности может также ввести дифференцированный учет. Это позволяет автоматизировать свой внутренний учет, управлять поставками, продажами товаров, понимать, какой товар необходимо заказать в нужный момент в торговый объект. Плюс ко всему это возможность выстраивания более удобной работы с поставщиками товаров, программ лояльности для покупателей.

При этом важно понимать: продление сроков замены касс в Беларуси не рассматривается. Вся актуальная информация размещена на сайте Министерства по налогам и сборам. Это касается и новых моделей кассового оборудования. Также на сайте создана рубрика «Ответы на часто задаваемые вопросы». За дополнительными разъяснениями можно обращаться в Министерство по налогам и сборам, инспекции МНС по областям и Минску.

— Напомню, что на замену касс отводилось два с половиной года. Учитывая значительный временной промежуток и то, что на сегодня уже достаточно предложено кассового оборудования на рынке, создана вся необходимая инфраструктура, все необходимые условия, оснований рассматривать вопрос о продлении этих сроков нет. Все подготовительные мероприятия проведены, вся инфраструктура уже создана и работает. Все возможности для того, чтобы выполнить требования законодательства, у субъектов есть, — обратила внимание начальник главного управления контроля реализации товаров и услуг МНС.

Понятный алгоритм

Процесс замены или обновления кассового оборудования может занимать до 15 рабочих дней с момента, когда субъект хозяйствования обратится либо в центр технического обслуживания, либо к оператору программной кассовой системы. Поэтому в МНС призывают не затягивать с этим вопросом.

— Чем меньше остается времени до завершения сроков, тем более вероятны дополнительные повышенные нагрузки на всех участников этого процесса. Поэтому возможно, что сроки рассмотрения заявок от субъектов хозяйствования будут немножко увеличиваться. При этом сама процедура недорогая. По информации, которой располагает Министерство по налогам и сборам, обновление программной кассы может стоить до 15 рублей. В зависимости, безусловно, от решения, от того, в каком комплекте оно предлагается. В отношении кассовых суммирующих аппаратов стоимость варьируется от 50 до более 1 тысячи рублей. Все зависит от потребностей и масштаба бизнеса. Есть решения бюджетные, которые не требуют больших финансовых вложений, а есть и подороже, но это больше касается крупного бизнеса, где используются сложные товароучетные системы, — отметила Лариса Шибко.

Сроки перехода на новое кассовое оборудование определены и переноситься не будут

Очевидные преимущества

Благодаря новому кассовому оборудованию покупатель получит более информативный и четко структурированный платежный документ, в котором он будет легко ориентироваться. Плюс он получит чек в электронном виде, если у него есть такое желание. Покупатель, приобретая товары, подлежащие маркировке, будет иметь развернутый чек, информацию о названии товаров, их стоимости, размере предоставленной ему скидки.

Еще один плюс от нововведений — субъекты хозяйствования поднимутся на более высокий уровень цифровизации.

— Это в последующем и удобство, и управляемость, и более комфортный формат работы как для самого субъекта, так и для его потребителей. Активно в стране развивается прослеживаемость товаров. Это следующий этап, который наступает с 1 октября 2025 года, он предполагает использование электронного документооборота. То есть мы все равно идем к более широкому применению цифровых технологий. Мы можем дистанционно анализировать данные через систему контроля кассового оборудования, не запрашивая у плательщика больше никаких сведений, не вводя никакой дополнительной отчетности. Если бы этого не было, пришлось бы вводить новую форму отчетности, а это зачастую для субъекта ручная работа, на которую уйдет время. А так государство получает информацию в оцифрованном виде, которая может быть обработана без создания дополнительной нагрузки на бизнес. То есть чем больше информации у нас будет поступать в систему по дифференцированному учету товаров, тем меньше будем нагружать бизнес какими-то отчетами, — резюмировала начальник главного управления контроля реализации товаров и услуг МНС.