С 1 сентября в Беларуси вступят в силу изменения в Правила дорожного движения. Об основных вопросах, касающихся изменений в ПДД, рассказали в МО ГАИ Мозырского райисполкома.

Заместитель начальника МО ГАИ Мозырского райисполкома Александр Куксаченко констатирует факт: за два последних года произошло около 900 ДТП с участием велосипедистов и пользователей средств персональной мобильности. Большинство аварий зарегистрировано в 2024 году — тогда погибло четыре пользователя СПМ. В первом полугодии 2025 года погибло три человека, рост таких ДТП составил 30 %.

В связи с этим правоохранители и выступили с инициативой внесения изменений в ПДД.

— В новой редакции правил скорректировано определение средств персональной мобильности. Теперь под таковым понимается транспортное средство с электродвигателем и максимальной скоростью до    25 км/ч, предназначенное для одного человека. Введены ограничения скорости: до 25 км/ч — на велодорожках, до 10 км/ч — на тротуарах. Более мощные электросредства, по характеристикам близкие к мопедам или мотоциклам, подлежат обязательной регистрации и должны использоваться как полноценные транспортные средства, — отметил Александр Анатольевич.

Для тех лиц, которые не захотят регистрировать такие средства, разрешено участвовать в дорожном движении на дорогах без усовершенствованного покрытия. При этом для их управления все равно потребуется водительское удостоверение.

Представитель Госавтоинспекции разъяснил, что теперь водителям, которые передвигаются на средствах персональной мобильности, нельзя ехать со скоростью более 10 км/ч в населенном пункте, за исключением движения по проезжей части дороги или велодорожкам. Кроме того, отныне запретят двигаться в пешеходной зоне, которая обозначена соответствующими дорожными знаками. Специалист также добавил, что, если масса средства персональной мобильности превышает 35 кг, то нельзя двигаться по тротуару.

— Запрещено оставлять средства персональной мобильности в местах, где это создает препятствие для движения иных участников дорожного движения, — уточнил    заместитель начальника МО ГАИ.

Также, в соответствии с новыми требованиями Правил дорожного движения, велосипедисты и водители средств персональной мобильности перед пересечением проезжей части обязаны спешиваться, кроме случаев, когда есть светофор, который регулирует движение велосипедов, а также если движение на перекрестке осуществляется по велосипедному переезду или не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги, либо по линии тротуаров и обочин — и в любом случае, нужно выполнять требования светофоров и дорожных знаков.

— В небольших населенных пунктах, в сельской местности бывает, что обочины или тротуары расположены вдоль жилой зоны, есть пересечения через каждые 20-30 м и выезд с жилой зоны, но нет ни велопереезда, ни пешеходного перехода. В такой ситуации велосипедист может не спешиваться, но он обязан уступить дорогу машине, — рассказал представитель ГАИ.

Важное изменение касается тонировки: будет допускаться нанесение пленочных покрытий на задние и боковые стекла. Также изменены требования к маркировке зимних шин автомобиля. К таким не будут относиться изделия с маркировкой «все сезоны».

Людмила НЕВМЕРЖИЦКАЯ