Татьяна Автухович:

— Считаю необходимым прививать малышам с детства навыки самообслуживания и помощи по дому. Так воспитывали меня, также я воспитываю своих мальчишек. Они могут вынести мусор, помыть посуду и даже присмотреть за младшим братом. Кроме того, отличная практика — привлечение детей к участию в субботниках. Мы часто говорим о том, что наведение порядка на земле — дело общее. Но не стоит ограничиваться лишь словами. Только убрав мусор, ребенок поймет, что нельзя выбрасывать мимо урны обертку от конфеты или упаковку от чипсов. Нелишней для школьников будет и помощь по хозяйству пожилым людям.

Ольга Карплюк:

— К сожалению, современные дети не приучены к физическому труду. Они не умеют и не хотят работать. В свое время мы все дежурили по школе и в кабинете: мыли коридоры и полы, вытирали доску, расставляли мебель, собирали и выбрасывали мусор из парт, протирали столешницы. Осенью ездили собирать картошку, морковку, свеклу. Испытывали ли мы от всего этого радость и вдохновение? Конечно, нет. Но понимали, надо — значит надо.

В жизни без труда никуда. Поэтому, я уверена, что приобщать детей к труду нужно. Пусть подметают территорию вокруг школы, сажают деревья, белят их… От такой деятельности будет только польза.

Сергей Шваб:

— В школьные годы мы ездили в поля помогать колхозам убирать урожай. А также сажали деревья и кустарники: копали ямы, носили ведрами воду, вбивали колышки… Это было веселое время, которое вспоминаю с теплотой. Никто от работы не отлынивал, с детства были приучены к труду. Наша семья жила в частном доме, поэтому дел всегда хватало. Пока родители на работе, нужно было покормить свиней, прополоть огород. Мне кажется, мы умели делать все: и обед приготовить, и полы помыть. Ничего плохого в этом не вижу. Дети должны не только учиться, развиваться интеллектуально, но и уметь трудиться.

Алеся ЛИТВИН, фото Виктора ПАВЛОВА