Несмотря на проводимую разъяснительную работу, жители Наровлянщины продолжают ввиду своей беспечности становиться жертвами мошенников. Только за текущий год возбуждено десять уголовных дел по фактам хищения денежных средств граждан, совершенных с использованием компьютерной техники в интернете.

Начальник РОСК Павел Василевский отмечет, что данные преступления составляют 11 % от всего количества возбужденных уголовных дел за год.

В пяти случаях жертвами мошенников стали граждане, желавшие по объявлениям в соцсетях и мессенджерах приобрести одежду, мебель, мобильные телефоны и другие товары.

Так, в январе 2022 года возбуждены два уголовных дела, потерпевшей по которым является жительница Демидова. Переведя в августе 2021 года на банковскую карту мошенницы 74 рубля и не получив обещанный товар, в ноябре с такой же беспечностью перевела 60 рублей другой мошеннице.

Не удалось сделать 16-летней девушке себе подарок к новому году. Перечислив 31 декабря неизвестному ей пользователю сети «Инстаграм» 415 рублей в счет приобретения мобильного телефона марки Apple 7 plus, она осталась без телефона и без денег.

Павел Николаевич отмечает, что чаще всего жертвами становятся молодые люди, которые ведутся на дешевые, на их взгляд, предложения пользователей в соцсетях. Пример тому — 18-летний житель Наровли, который после общения в «ВКонтакте» перевел в счет предоплаты за приобретение мобильного телефона 70 рублей. Еще одна 17-летняя жительница на предложение в сети «Инстаграм» решилась приобрести кроссовки за 185 рублей. Однако переведя деньги, так и не дождалась своей покупки.

— Факты совершения преступлений уже освещались в районных СМИ, однако граждане, не желая учиться на чужих ошибках, продолжают игнорировать правила личной безопасности. А ведь любое преступление легче предупредить, чем раскрыть, — отмечает Павел Николаевич.

Злоумышленники используют различные приемы. Особо распространены обзвоны от имени представителей различных учреждений. Во время общения применяются психологические приемы, которые не оставляют человеку времени на раздумье.

Так, 31-летняя потерпевшая после общения в одной из соцсетей перешла по ссылке злоумышленника и, выполнив все его команды, лишилась 550 рублей. Также летом неустановленное лицо, выдавая себя за правоохранителя, в ходе телефонного разговора убедило 45-летнего потерпевшего установить на мобильный телефон приложение удаленного доступа, что позволило похитить 404 рубля.

Еще одно неустановленное лицо, представившись сотрудником банка, убедило 51-летнюю жительницу установить на мобильный телефон аналогичное приложение и похитило 990 рублей. Таким же способом в ходе общения в «Вайбере» 34-летний потерпевший лишился 617 рублей.

— В большинстве случаев потерпевшим приходили СМС-коды для доступа к мобильным устройствам либо банковским данным, с напоминанием о не предоставлении ни в коем случае данных кодов иным лицам, дабы не стать жертвой мошенников. Хочется верить, что игнорирование этих предупреждений послужит примером для других граждан, и они будут более бдительными и внимательными, — подытожил Павел Василевский.

Людмила НЕВМЕРЖИЦКАЯ