Фраза «тяжело в учении, легко в бою» как нельзя лучше подходит под описание деятельности спасателей ОСВОД. Ежедневно они совершенствуют профессиональные навыки, чтобы в экстренной ситуации среагировать оперативно и точно. И это неудивительно, ведь вовремя и правильно предпринятые усилия по спасению и реанимации позволяют спасать жизни утопающих.

Повторный «курс молодого бойца» для осводовцев провел специалист, которому по роду деятельности регулярно приходится оказывать помощь различным пациентам, — анестезиолог-реаниматолог Наровлянской ЦРБ Денис Пячковский.

— Самый главный алгоритм, который вы должны применять при спасении утопающего, — сердечно-легочная реанимация, — поясняет медик. — Проверяем сознание. Слегка встряхните человека за плечи и спросите: «С вами все в порядке?» Молчит, не двигается — значит, сознания нет. Проверяем дыхание. Принцип: вижу, слышу, ощущаю. Наклоняемся к лицу пострадавшего, ухом к носу и рту. Глазами в это время следим за движением грудной клетки. Отсчитываем про себя десять секунд. Если вы не услышали и не ощутили за это время дыхания, не увидели колебаний грудной клетки, — человек не дышит. Вызываем «скорую» и приступаем к СЛР или хотя бы к ее главной составляющей — непрямому массажу сердца — до появления у пострадавшего дыхания или до приезда медиков. Сразу скажу: это сложно, но ваши усилия — цена чьей-то жизни.

Стандартный цикл — 30 компрессий и два выдоха рот в рот, затем снова 30 компрессий и два выдоха, и снова. Перерывов быть не должно. Частота нажатий около 100-120 в минуту. Нажатия нужно делать на середину груди. Необходимо встать на колени, как бы нависая над пострадавшим.

— Упираем ему в грудь выпрямленные руки. Давим не руками, а корпусом. Руки остаются прямыми, при этом верхняя кисть как бы немного тянет на себя нижнюю — работаем нижней частью ладони, — подчеркнул анестезиолог-реаниматолог.Чтобы сделать выдох рот в рот, откидываем голову человека назад, открываем ему рот (должна быть разжата челюсть, не только губы), зажимаем нос и делаем обычный полный выдох.

Также Денис Пячковский рассказал, в чем отличие детской СЛР от взрослой, пояснил чего нельзя делать при спинальных травмах ныряльщика и продемонстрировал, как использовать ларингеальную маску и мешок Амбу.

— Практические навыки при долгом их отсутствии снижаются, поэтому обучать на рабочих местах нужно. Замечательно, что есть такая инициатива. Надеюсь, мы совместно с заинтересованными службами и в дальнейшем будем двигаться в этом направлении, — высказал мнение врач.

Алеся ЛИТВИН, фото автора