Корреспондент районки окунулась в будни сотрудников экспертно-криминалистического сектора по Наровлянкому району Мозырского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз.

В служебном кабинете меня встретили старший эксперт-криминалист майор юстиции Владимир Шейнюк и эксперт-криминалист капитан юстиции Артем Кузнецов. За время работы они стали не только хорошими коллегами, но и друзьями. Рассказывают о трудовых буднях напарники с блеском в глазах. Явный признак того, что профессию выбрали по душе.

— Основная наша работа — это производство экспертиз, выезды на осмотр места происшествия, ведение криминалистического учета. Мы делаем важное дело: помогаем правоохранительным органам в сборе доказательной базы при раскрытии преступлений и правонарушений, — вводит в курс дела Артем.

Согласно графику эксперты несут суточные дежурства и в составе следственно-оперативной группы выбывают на места происшествий. Основания для выезда разные: без вести пропавшие, установленный или неустановленный труп, кражи, грабежи, угрозы убийством и другое.

— Как правило, именно эксперт ищет, а следователь  уже фиксирует результаты, а также ведет остальные процессуальные действия. В те дни, когда мы не осуществляем дежурство, занимаемся оформлением таблиц фотоснимков, постановкой лиц на фото- и дактилоскопический учет. В общем, не заскучаешь без дела, — дополняет Владимир.

По словам собеседника, сегодня в секторе проводится три вида экспертиз. Дактилоскопическая — исследование следов пальцев и ладоней рук, трасологическая — следов обуви, колес, орудий взлома, повреждений одежды, а также экспертиза холодного и метательного оружия.В среднем за месяц специалистами проводится около 15 исследований.

Наша беседа прерывается звонком из дежурной части ОВД. В лесном массиве на территории района пограничниками обнаружены патроны к нарезному огнестрельному оружию. Сегодня дежурит Артем, а это значит, что ему выезжать на осмотр места происшествия. Пользуясь случаем, напрашиваюсь в рейд. Неизменный атрибут, который берем с собой, — экспертный чемодан. Чего здесь только нет: линейки, пинцеты, лупа, ножницы, рулетки, штангенциркуль, специальные пакеты и коробки для упаковки вещдоков, перчатки и бахилы, чтобы не оставить следов, и другое. Без него эксперт-криминалист как без рук.

— Весит около 15 килограммов, — отвечает на мой вопрос Артем. — Тяжеловат, зато с такой мини-лабораторией можно исследовать на месте все основные виды улик.

Всем необходимым для работы своих сотрудников обеспечивает Государственный комитет судебных экспертиз: начиная от современной материально-технической базы и заканчивая курсами повышения квалификации.

Через несколько минут следственно-оперативная группа в составе сотрудников милиции, следователя РОСК выезжает на место происшествия.

— У каждого свои обязанности. Моя задача — осмотреть место происшествия, обнаружить, изъять и зафиксировать вещественные доказательства, сделать снимки. Важны как картина в целом, так и мельчайшие детали, — рассказывает по пути следования собеседник.

Когда прибываем на место, Артем начинает фотографировать.

— Работаю от общего к частному: сначала делаю панорамные фото, чтобы показать возможные пути подхода к месту происшествия. А потом и само место, — делится тонкостями эксперт-криминалист.

Закончив съемку, Артем приступает к сбору улик. Аккуратно, без спешки, разложив на белом листе бумаги патроны, чтобы не стереть имеющиеся биологические следы, внимательно осматривает каждый, фотографирует их, измеряет, описывает. После того, как сбор улик завершился, они, в упакованном виде, передаются следователю для назначения экспертизы и принятия решения о возбуждении уголовного дела. К слову, коробка с необходимыми надписями опечатывается, чтобы никто ничего не мог подменить или изъять.

Работа на месте заняла около часа, но иногда сотрудникам группы приходится проводить осмотр места происшествия по несколько часов. Причем количество выездов не зависит ни от праздников и выходных, ни от сезона.

Не спросить, можно ли верить сериалам о криминалистах, было невозможно. На что собеседник ответил:

— В основном все вымысел, особенно сериал «След», если смотрели. Я не отрицаю, современные технологии шагнули далеко вперед, сейчас такое оборудование, которое не оставляет преступникам шансов, но не до такой же степени.

На обратном пути узнаю о непростых буднях следователей, экспертов-криминалистов и правоохранителей. Интересных историй в их багаже немало. Но самое тяжелое, пожалуй, для каждого, когда случается выезд на смерть ребенка.

— Наша профессия не для ранимых натур. Романтика — это только в фильмах. Что на самом деле есть — это стремление установить истину, справедливость, — отметил собеседник.

Есть и еще одна особенность, на которую обратил внимание Артем. Вернувшись с места происшествия, оперативники расходятся молча либо говорят друг другу «прощай». Ведь сказать «до свидания» — плохая примета.

Мое дежурство на этом заканчивается, а мои «коллеги» спешат на работу завершить все необходимые процедуры.

Людмила НЕВМЕРЖИЦКАЯ, фото автора