Совместный проект Министерства информации Республики Беларусь и лауреата премии президента «За духовное возрождение» Владимира Лиходедова

Очень часто, вокруг всего, что имеет какую-либо художественную, культурную или историческую ценность, появляются легенды. Это касается и главного символа Наровли — альтанки.

Доводилось слышать, что альтанка — это беседка-маяк. Да, на самом деле, в современном представлении слово «альтанка» означает беседку. Но, если по своей форме она похожа на беседку, то по функциональному предназначению это не так. Как там, в такой тесноте, кто-то мог уединяться и вести беседы?

Что же касается приставки «маяк», то сейчас альтанка действительно хорошо просматривается со стороны реки. Но так ли это было, когда она строилась? В то время берег Припяти был значительно дальше, и говорить, что это маяк неправомерно.

Еще более невероятная легенда, что альтанку пан построил в память о своей любимой собачке, прах которой он поместил в урну, что венчает архитектурную композицию. Надо знать, что люди той эпохи были очень набожные, и строить некрополь для животных на самом видном месте считалось кощунством.

Но все же наша альтанка имеет отношение к кладбищу. Недалеко от нее находился родовой склеп Горваттов. В альтанке располагалась скульптура Иисуса Христа, несущего крест. Эта композиция символизирует путь Господа на Голгофу, а в переносном смысле — путь человека на земле, который «несет крест» на протяжении всей жизни.

Вероятнее всего, во времена очередной волны воинственного атеизма скульптурное изображение Иисуса Христа выбросили, а альтанка, осталась. Сам же склеп в 1979 году, во время большого наводнения, смыла река.

Подготовлено творческими работниками редакции