Были времена, когда новая технология воспринималась как чудо. А представьте, какое впечатление произвел на жителей Наровли первый появившийся в городе мотоцикл! Это был не просто транспорт, это был символ новой эпохи, скорости и свободы.

Мотоциклы в Российской империи начали выпускать еще до революции. Но после свержения монархии было не до мотоциклов. Создание этого вида транспорта возобновилось в середине 20-х годов, только вот в серийное производство разработанный тогда мотоцикл «Союз» не попал. Опять к этой теме вернулись в начале 30-х, и сразу на нескольких заводах был налажен выпуск первого серийного мотоцикла Л-300, который позже стал называться «Красный Октябрь». А когда же появились мотоциклы у нас в Наровле и какой это был «стальной конь»?
Из архивных документов 30-40-х годов можно узнать, насколько большое значение тогда придавалось развитию физкультуры и спорта. Массовое движение физкультурников при поддержке государства росло и ширилось по всей стране. В каждом районе при райисполкомах создавались комитеты по физкультуре. Централизованно через них распределялся и спортивный инвентарь. К нему, среди прочего, относились и первые мотоциклы. Представители физкульткомитетов должны были учить население вождению и пропагандировать мотоспорт. Вот так, по разнарядке, в Наровле появился первый мотоцикл Л-300 «Красный Октябрь». Это стало большой удачей для нашего города, потому что на весь Советский Союз было выпущено за весь период их производства всего 19 тысяч таких стальных коней.
Он имел двигатель в 6,5 лошадиных сил, трехскоростную коробку передач, мог развивать скорость до 85 км/ч, «брал» 4,5 л бензина на 100 км и имел запас хода 265 км. Для своего времени это был лучший мотоцикл в СССР. В народе его ласково называли «Октябренок».
Конечно, не обошлось и без недостатков. Проблемным местом мотоцикла была его электрическая составляющая. На больших оборотах двигателя часто перегорала лампочка, а на третьей передаче она слабо светила. Поэтому ночью мотоцикл мог подвести.
Как же в Наровле распорядись мотоциклом? Ответ на этот вопрос такой — либо никак, либо не по назначению. Это видно из решения Полесского облисполкома, на котором и решилась его судьба. На заседании выступил начальник Полесского автомотоклуба товарищ Кацман, который привел убедительные доказательства того, что мотоцикл используется нерационально. 21 мая 1940 года исполком Полесского областного Совета депутатов трудящихся принял постановление, и транспортное средство передали в Мозырь.
Неизвестно, были ли в Наровле в тот период другие мотоциклы, но первым документальным упоминанием о мотобайке в нашем городе на сегодняшний день является вышеуказанная дата.
Василий ЧАЙКА, фото из открытого интернет-источник
