Здравоохранение Беларуси в первой половине XX века формировалось в условиях Гражданской войны, индустриализации и двух мировых войн, что способствовало развитию сети медучреждений. Подробнее о том, как развивалась медицина конкретно на Наровлянщине, мы узнаем из воспоминаний заслуженного врача БССР, акушера Казимира Гродзицкого, врачебная деятельность которого тесно связана с районной больницей, где он проработал 40 лет. Эти ценные записи бережно хранит Наровлянский историко-этнографический музей.

МЕДИЦИНА НА СТЫКЕ ЭПОХ
Сегодня, когда мы с легкостью записываемся к узкому специалисту через интернет, а в аптеках найдем лекарство от любой напасти (по крайней мере, так кажется), трудно представить, какой путь прошло белорусское здравоохранение. Если взглянуть на первую половину XX века, картина предстает совершенно иная — порой героическая, порой отчаянная, но всегда наполненная историями о самоотверженности и борьбе.
Предпосылки для формирования нынешних фельдшерско-акушерских пунктов в Минской губернии появились после отмены крепостного права в 1861 году. Это ознаменовало собой зарождение системы волостной медицины. Финансирование осуществлялось за счет коллективных взносов крестьян из двух-трех соседних волостей. Однако, дефицит как финансовых ресурсов, так и квалифицированных медицинских кадров, оставался хронической проблемой этого периода.
Такая ситуация наблюдалась во всех уголках Беларуси, в том числе и в Наровле. В начале прошлого века в местечке имелся волостной медпункт, но врачи и фельдшеры без большого желания ехали работать в полесскую глушь, так как здесь были тяжелая работа, непростые бытовые условия. Из-за отсутствия врачей государственной службы местная еврейская община нанимала вольно-практикующего доктора Лившица, к которому обращалось и сельское население в порядке частной практики. Кроме твердого годового оклада врач получал повизитную оплату не ниже 50 копеек, а бедных обслуживал по талонам общины.
В период земства среди населения были широко распространены всевозможные суеверия и лечение целого ряда заболеваний врачевателями и знахарями. Лечили «пристрек» (порчу), завитки на волосах, дули в бутылку при неотделяющейся плаценте, при мигрени запускали в волосах колтун, сжигали «рожу». Правда, среди этих врачевателей были и лица, применявшие рациональное лечение. Так, в деревне Белый Берег проживал глубокий старик Апанас Костоправ, который верно укладывал обломки при переломах и удачно вправлял вывих плечевого сустава. Оказалось, что эти знания он получил во время службы санитаром или фельдшером во времена Балканских войн.
— В 1910 году произошла реорганизация Речицкого земства, открылись новые врачебные участки и в Наровле распахнула двери первая участковая больница, ее врачом назначили студента 5-го курса медуниверситета Николая Сагатовского, но вскоре он передал медучреждение С. Морозу, который специализировался на заболеваниях глаз и даже оперировал катаракту. Его жена М. Кухаржевская имела акушерско-хирургический уклон, — рассказывает директор Наровлянского историко-этнографического музея Раиса Бобр. — Сначала больница была развернута на 10 коек, а после — на 15 общих и 5 заразных. Стационар располагался в доме фельдшера В. Кременя, где позже был детский дом. А заразный барак находился в конце ул. Советской, в доме Григория Деркача.
Из воспоминаний Казимира Гродзицкого мы также узнаем, что амбулатория размещалась по ул. Полесской, в частном доме рядом с баней. При земской больнице также была аптека.
ЗЕМСКИЙ ДОКТОР
Уже не раз в тексте мной упоминается Казимир Гродзицкий. Так, кем же он был и какой след оставил на Наровлянщине?
Казимир Гродзицкий родился 2 февраля 1891 года в городе Гройцы Варшавской губернии. В пятилетнем возрасте вместе с родителями переехал в Наровлю, где его дед Андрей Линевич служил управляющим имением у помещика Горватта, а отец был приглашен в качестве садовника. В 1911 году благодаря покровительству состоятельного родственника Казимир окончил Бобруйскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского Императорского университета Святого Владимира, где, что примечательно, учился вместе с классиком русской литературы Михаилом Булгаковым.

— Студенты царских вузов никуда на практику не посылались и каждый старался сам найти практику. Во время летних каникул Казимир Францевич получал практические навыки, работая в Наровлянской земской больнице. Здесь же под руководством опытных врачей С. В. Мороза и Л. М. Кухаржевской делал выскабливание матки, резекцию ребер, мелкие ампутации. Под присмотром фельдшера В. Кременя тампонировал носо-глотку при помощи резинового катетера, иногда самостоятельно проводил амбулаторный прием больных, — говорит Раиса Болеславовна.
Будучи студентом 5-го курса, Гродзицкий принимал участие в ликвидации вспышки азиатской холеры, зафиксированной 24 июня 1915 года во время ярмарки у стражника Дейкуна. Вскоре очаги заражения были выявлены в Заракитном, Конотопе, Дворище, Наровле и Завойти. Для борьбы с этим заболеванием в местечке был открыт заразный барак и сформирован санитарный отряд. Казимир Францевич был назначен санитарным врачом.
«Все, что было на больных, сжигалось, гроб заколачивался, осмаливался, яма засыпалась известью. Из 12 случаев заболевания умерло 8. Напуганное население перестало пить сырую воду и к 15 сентября эпидемия была ликвидирована».
Из воспоминаний К. Гродзицкого
После окончания с отличием университета в 1916 году со званием лекаря Казимир Францевич был призван в Российскую армию, в которой служил врачом. Демобилизовавшись, вернулся домой и по направлению Речицкого уездного отдела здравоохранения был направлен в местечко Брагин. А в августе 1920-го назначен на должность участкового врача Наровлянской больницы; в последующем Гродзицкий становится главным врачом этой больницы и заведующим уездным отделом здравоохранения.
В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ
Дореволюционный период характеризовался фрагментарностью медицинской помощи. Земские учреждения и фельдшерские пункты старались компенсировать дефицит, но для большинства населения, особенно в сельской местности, квалифицированное лечение было недостижимой мечтой.
После октябрьских событий, под лозунгом «Здоровье — народу!», началось формирование новой, централизованной системы. Однако, трудности были колоссальны: хроническая нехватка врачебных кадров, скудость медикаментов и оборудования. На периферии фельдшеры становились единственными проводниками медицины, преодолевая не только расстояния, но и предрассудки.
Главным врагом на протяжении десятилетий оставались эпидемии. Сыпной тиф, холера, оспа — эти болезни уносили множество жизней. Медицин-ские работники, зачастую лишенные должной защиты, бросались в очаги заражения, внедряя вакцинацию и санитарные меры. Именно их самоотверженность, а не только административные меры, стала ключевым фактором в борьбе с этими напастями.
После переезда Казимиру Францевичу пришлось приложить много сил и труда, чтобы наладить лечебную сеть уезда.
В 1920 году по решению Волостного революционного комитета для больницы передано двухэтажное здание — бывший жилой дом Линевича, где прошло детство Казимира (сейчас там располагается Наровлянский историко-этнографический музей), в котором разместилась амбулатория и стационар на 15 коек. Кровати и кое-какой мягкий инвентарь были доставлены гужевым транспортом из Речицы по распоряжению управления здравоохранения.
В этот период наровлянская больница считалась одной из первых в регионе по количеству и диапазону хирургических вмешательств. Огромное влияние на развитие хирургической работы оказали отец полесской хирургии Ф. Абрамович и его последующие ученики А. Коган, а также хирург Гомельской области К. Кенигсберг.
К 1926 году лечебная сеть района состояла из райбольницы на 30 коек, родильного отделения на 8 коек, амбулатории и детско-женской консультации. К 1930-му на Наровлянщине функционировали 2 участковые больницы на 10 коек стационара и 6 фельдшерско-акушерских пунктов. В целях борьбы с высокой детской смертностью в колхозах открывались родильные дома, в 1930-е в деревнях было организовано 25 государственных яслей.
В связи с начавшейся коллективизацией, ликвидацией хуторов, возросшими запросами населения к органам здравоохранения изменилась система работы и ее организационные формы. При райисполкоме был создан отдел здравоохранения с подотделом рабочей медицины и инспектором охраны материнства и детства. Усилилась профилактическая работа, а система разъездной помощи была заменена госпитализацией больных в стационар. Огромный вклад в развитие новой лечебной сети внесла одна из первых заведующих райздрава Рахиль Полянская.
Но, несмотря на улучшение санитарно-профилактической работы, в массах все еще царило невежество. Так, в деревнях Тихин, Грязливо, Ясенок сектантские группы провели агитацию против оспопрививания, распространяя слухи о том, что на плече остается «клеймо Антихриста». Но подобное вредительство было быстро приостановлено.
Казимир Гродзицкий пользовался беспрекословным авторитетом у пациентов и подчиненных. И порой такая преданность доктору приводила к курьезным ситуациям.
«В период с 1925 по 1927 год в бывшем помещичьем дворце, где помещалась школа, на каникулярное время открывался дом отдыха. В этом доме был некоторое время и первый комиссар здравоохранения Белоруссии тов. Барсуков, который по поручению центральных органов отбирал книги из помещичьей библиотеки для фундаментальной библиотеки столицы (Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. — Прим. Авт.). Прибыв в Наровлянскую больницу и желая осмотреть ее, он обратился к дежурному фельдшеру Белиго, который категорически отказался его пропустить, несмотря на то, что тов. Барсуков предъявил документы, что он является Комиссаром здравоохранения, и говорил, «дайте мне записку от Гродзицкого». Я к этому моменту прибыл в больницу, недоразумение выяснилось, и все мы много смеялись. Тем не менее Комиссар Барсуков отметил дисциплинированность дежурного фельдшера».
Из воспоминаний К. Гродзицкого
По состоянию здоровья в 1936 году Казимир Францевич оставил должности главного врача и заведующего районным отделом здравоохранения и до июля 1941-го работал гинекологом и заведующим родильным отделением райбольницы.
ВОЙНА НАРОДНАЯ
К началу Великой Отечественной войны на Наровлянщине заметно расширилась лечебно-профилактическая сеть, работали: больница на 70 коек, районная амбулатория с клинико-диагностической лабораторией и лечебным приемом для застрахованных, детско-женская консультация, кожно-венерологический пункт. Функционировали Дерновичская и Кировская участковые больницы на 15 коек, Головчицкая — на 10 коек, врачебно-амбулаторные пункты — в Барбарове, Углах, Березовке, ФАПы — в Барбарове, Углах, Вербовичах, Демидове, Тешкове, родильные дома — в Барбарове, Антонове, Тешкове. Транспорт в больницах был конный. Кроме того, в райцентре была аптека, которая снабжала все лечебные учреждения.

— Грянула война. Большинство медработников были призваны в армию. Казимира Гродзицкого мобилизовали и назначили ординатором медико-санитарного батальона 200-й стрелковой дивизии. В сентябре в бою под деревней Тарасовка Полтавской области он был контужен, попал в плен и вскоре отправлен в лагерь для военнопленных, располагавшийся в поселке Оржица. Совершив успешный побег, Казимир Францевич возвратился в оккупированную немцами Наровлю и устроился на работу в районную больницу в качестве главного врача, — продолжает рассказ директор музея. — Через студентку Минского медицинского института Т. Крючок он установил связь с партизанской бригадой им. Кирова, которую снабжал инструментарием, медикаментами и ценной информацией. В этом ему помогало хорошее знание немецкого языка и доверительное общение с немецкими оккупационными властями.

Хозяйничая на наших землях, захватчики одним мановением руки разрушили хорошо оборудованную лечебную сеть. Сгорела прекрасная больница с отдельным зданием амбулатории и инфекционного отделения в Кирове, которую построил врач Косарь, а также здание аптеки в райцентре. Инвентарь больниц и аптек был разграблен.
И хоть больница кое-как функционировала, но жизни при оккупационных властях не было, поэтому медработники частично стали уходить в партизанские отряды. А 18 сентября 1943 года оставшиеся медики Наровлян-ской райбольницы, захватив с собой все необходимое, ушли к партизанам. Казимир Францевич перешел сначала в бригаду им. Кирова, а затем был зачислен начальником санитарной части диверсионного отряда им. Дзержинского, в составе которого с боями прошел территорию Западной Украины и Польшу. В тяжелых условиях, нередко прямо на возах с соломой, Гродзицкий провел более 50 сложных операций, чем заслужил прозвище «партизанский академик».
НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ
После освобождения Наровли от немецко-фашистских захватчиков Казимир Францевич вернулся в Наровлю, где продолжил работать в должности акушера-гинеколога районной больницы. Вместе с другими медработниками он восстанавливал разрушенную лечебную сеть. Пришлось разыскивать инвентарь, белье.
«Особенно много энергии и организационных способностей проявила член партии, бывшая акушерка Березов-ского пункта Лавренова Т.Ф. Она была назначена на должность заведующей рай-здравотделом. Акушерка совместно с врачом Барановым, вернувшимся из армии в 1944 году, стали восстанавливать старую лечебную сеть района. В 1945 году в ноябре врач Баранов умер, и я взял на себя руководящую роль в дальнейшей организации и усовершенствовании здравоохранения района»
Из воспоминаний К. Гродзицкого
Со временем вновь заработали Кировская, Дерновичская и Головчицкая больницы. Постепенно утихали эпидемии сыпного тифа, малярии. Начались прививки против оспы, брюшного тифа, дизентерии, дифтерии, также БЦЖ в родильных отделениях. Улучшилось снабжение учреждений продуктами и медикаментами.
Назрела необходимость увеличить число коек и ФАПов. С 1944 по 1955 год фельдшер-ско-акушерские пункты были открыты в Окопах, Красновке, Хатках, Завойти, Москалевке.
Рабочие предприятий могли получить помощь в здравпунктах, которые располагались на фабрике «Красный Мозырянин», торфзаводе, в Наровлянской, Дерновичской машинно-тракторных станциях, на шпалзаводе. А в обязанности врачебной амбулатории на судоверфе входило также обслуживание школы механизации.
К середине 50-х годов прошлого века в райцентре медицинские услуги населению оказывала больница на 75 коек. Она располагалась в здании, где сегодня находится центральная районная библиотека им. Давида Симановича с поликлиникой, рентгенкабинетом, физиотерапевтическим кабинетом, клинико-диагностической лабораторией и зубопротезной мастерской. Заработала и полноценная санитарно-эпидемиологическая станция.
— Если сравнивать уровень оказания медпомощи, то к средине века он колоссально возрос, — отмечает Раиса Бобр. — В 1920 году земство насчитывало одного врача, четырех фельдшеров и двух акушерок, то в 1957-м лечением жителей Наровлянщины занимались 16 врачей и 114 средних медработников.
Помимо увеличения количества медработников улучшилось и оснащение учреждений здравоохранения, возросло качество оказываемых медуслуг. Благодаря энергии главного врача Дунаевского был обновлен инвентарь, больница обзавелась кроватями на панцирных сетках, шерстяными одеялами, пуховыми подушками, пижамами и халатами для пациентов.
Больница имела два операционных стола, гинекологические кресла, кровать Рохманова, хорошо оборудованный стоматологический кабинет, достаточный хирургический инструментарий.
Кроме гужевого транспорта для нужд учреждения использовались санитарный автобус, грузовая машина ГАЗ-51, легковушка для оказания помощи на дому. Автотранспортом были также обеспечены Головчицкая и Кировская больницы.
Как видим, к середине XX века, несмотря на все трудности, белорусское здравоохранение сделало огромный шаг вперед. Система стала более доступной, появились новые медицинские специальности, росли кадры. Конечно, до уровня современных клиник было еще далеко. Но те врачи, фельдшеры и медсестры, работавшие в тех условиях, заложили фундамент, на котором строится современная медицина. Их самоотверженность, преданность делу и глубокое понимание того, что здоровье нации — это ее главная ценность, заслуживают вечной памяти и уважения. Их история — это не просто сухие факты, это летопись борьбы за жизнь, написанная в тетрадях и истории болезней, в изношенных стетоскопах и в благодарных глазах пациентов.
Прославленный наровлянский врач Казимир Гродзицкий 27 июля 1959 года после продолжительной болезни скончался в стенах той самой больницы, которой посвятил более 40 лет. Еще при жизни, в 1956 году, в знак признания его не-оценимого вклада в медицину и неустанной службы, Казимиру Францевичу было присвоено почетное звание «Заслуженный врач БССР».
Его заслуги были отмечены и другими наградами, среди которых орден Красной Звезды, медали «Партизану Отечественной войны» I степени и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», а также почетный знак «Отличнику здравоохранения».
В 2009 году на здании музея была установлена мемориальная доска. Эта скромная, но значимая табличка стала символом увековечивания памяти о человеке, чья жизнь была посвящена служению людям.
Алеся ЛИТВИН, фото автора и из архива Наровлянского историко-этнографического музея