В ноябре 1943 года Наровлю от немецко-фашистских захватчиков освободила 415-я дивизия. С 1 сентября 1943-го по февраль 1944-го эта воинская часть входила в состав 13-й армии, которой командовал генерал Николай Пухов. Этот полководец по праву должен стать в ряды освободителей Наровлянского района. О нем и его боевом пути расскажет эта публикация. Вместо церковного прихода — дивизия

Родина полководца — село Гришово Бабынинского района Калужской области. Родился он в 1895 году. Отец его был дьяконом местной приходской церкви, а мать — сельской учительницей. В семье воспитывалось восемь детей, отец умер в 46 лет, «сгорев» от чахотки. Все заботы о детях легли на плечи матери. После земской школы Николай Пухов, идя по стопам отца, закончил Калужскую духовную семинарию и сразу же поступил в Московский университет. Но вскоре вынужден был оставить его из-за бедности семьи. Герой публикации сменил университетские аудитории на школьные классы, устроившись учителем русского языка и литературы в школу в селе Плохино Жиздринского уезда. Здесь долго работать не пришлось. Шла Первая мировая война, и его мобилизовали в армию в качестве вольноопределяющегося. Эта категория военнослужащих имела определенные льготы: если призывник был образован, то по окончанию воинской службы он мог стать офицером.

Николай Пухов поступает во 2-ю Петергофскую школу прапорщиков и с 1917 года, получив звание прапорщика, участвует в боевых действиях на Северном фронте в должности начальника конной разведки. В боях под Ригой испытал на себе действие ядовитых газов немцев. С началом революции он вернулся на родину.

Шел 1918 год, времена были трудные. Разруха, голод, в поисках продуктов Николай Пухов пришел на железнодорожную станцию Лиски, где остановились красногвардейские отряды Воронежской губернии. Там он вступил в ряды Красной армии. Был сначала назначен адъютантом полка, а затем начальником штаба одного из полков. В гражданскую войну воевал против казачьих войск атаманов Павла Краснова, Константина Мамонтова, с бело-финнами на Корельском перешейке, с поляками во время советско-польской войны, с отрядами Станислава Булак-Балаховича на территории Полесья, против атаманов на Алтае.

Когда Гражданская война закончилась, Николай Пухов понял, что военная служба — это его призвание и остался служить в рядах Красной армии командиром полка. В 1926-м поступил на командирские курсы «Выстрел», где его оставили как «обладающего отличными знаниями и образованием». В своей автобиографии об этом периоде жизни он записал так: «…выполнял педагогическую работу в должностях начальника курса, старшего руководителя тактики, начальника учебного отдела и начальника факультета на курсах «Выстрел», в Академии заместителя начальника и начальника танкового училища в г. Горьком и г. Харькове. Сам учился на курсах «Выстрел» и на академических курсах при Академии».

Великую Отечественную войну он встретил в должности командира 304-й дивизии. Командовал неплохо. Ему удалось добиться того, что полки, несмотря на все трудности, которые им выпали в это тяжелое время, организованно отступали, не было случаев паники, окружения. При этом бойцы наносили значительные удары по врагу, где только это было возможно.

ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТА «Генерал-майор Пухов, командуя 304-й стрелковой дивизией, за период боев с сентября по декабрь 1941 года с германским фашизмом не раз показывал примеры мужества, храбрости, умения руководить частями дивизии в бою. В боях с 1 по 5 октября 1941 года в районе Ландышево и Благодарное, когда противник пытался прорваться к Харькову с юго-запада, Пухов лично руководил частями дивизии и умелой организацией обороны отбил все попытки противника прорваться к Харькову. В боях на подступах к городу Купянск 17-20 ноября и 26-27 ноября по уничтожению 297-й пехотной дивизии немцев в районе Граково, Пухов действуя в обход противника с запада, своим умелым личным руководством обеспечивал разгром противника, захватив много трофеев, в частности: 8 артиллерийских орудий разных калибров, большое количество станковых и ручных пулеметов, автоматов, винтовок и прочего. За доблесть и мужество, проявленные в боях за Родину, генерал-майор Пухов достоин правительственной награды ордена Красного Знамени. Из наградного листа на Николая Пухова, 1941 год. Освобождая Полесье

Командира дивизии Николая Пухова, минуя все прочие этапы служебной лестницы, в январе 1942 года сразу назначили на должность командующего 13-й армией. Армия под его руководством принимала участие во многих сражениях Великой Отечественной войны. Особенно отличилась она на Курской дуге, где на нее пришелся основной танковый удар армии Моделя. Бойцы Пухова выстояли, а затем перешли в контрнаступление. Настоящим полководческим успехом для Николая Павловича стала Чернигово-Припятская операция, когда солдатам его армии удалось с ходу прорвать немецкую оборону, форсировать реки Десну, Днепр и Припять и создать на правом берегу Припяти Чернобыльский плацдарм, поставив немцев в очень тяжелое положение. Реку Днепр, кстати, 13-я армия форсировала первой. За эту операцию Николай Пухов был удостоен звания Героя Советского Союза. Это же звание вместе с ним получили еще 300 солдат и офицеров его армии.

Освобождали Наровлянский район три дивизии 13-й армии: 8-я, 148-я и 415-я. В своей книге «Годы испытаний» Пухов дал очень высокую оценку партизанскому движению, с размахом которого ему пришлось встретиться на Полесье. Он отмечал, что партизаны «обстоятельно информировали о расположении противника, его укреплениях, численности отдельных немецких частей […]. Позже значительная часть партизан влилась в регулярные войска. Это были люди с очень ценными боевыми качествами. Многие из них стали прекрасными разведчиками, младшими командирами, пошли учиться на офицерские курсы».

Почет и уважение

После освобождения нашего района 13-я армия приняла участие в ряде боевых операций, прошла с боями Украину, Польшу, Германию и Чехословакию, освободив от фашистов десятки городов. Бессменным ее командующим был генерал-полковник Николай Пухов. Вышестоящее командование о нем отзывалось всегда хорошо. Маршал Советского Союза Александр Василевский вспоминал, что как-то в 1944-м он спросил у командующего 1-м Украинским фронтом генерала армии Николая Ватутина, как дела в 13-й армии Пухова. На что Ватутин ему ответил: «Армии, возглавляемой генералом Пуховым, даже под 13-м номером везет. Правда, постоянный успех этой армии говорит о том, что, кроме «везения», у руководящего состава армии, и прежде всего у ее командарма, есть еще и немалое умение бить врага в любых условиях. Хотелось бы иметь побольше таких командармов». Маршал Иван Конев о герое этой публикации писал: «В первое время работы с Пуховым мне казалось, что Николай Павлович несколько мягковат, недостаточно тверд. Узнав его ближе, я убедился, что этот внешне мягкий, спокойный человек способен проявить решимость в сложной обстановке и твердой рукой поддержать в армии порядок». Но, пожалуй, лучшую оценку человеческих качеств Николая Пухова дал его земляк: «Хороший человек, как бы высоко ни поднимался, никогда не забывает тех, кто остался внизу».

Боевые действия 13-я армия закончила в Праге. Она 26 раз упоминалась в благодарностях Верховного Главнокомандующего, а что касается наград Николая Пухова, то кроме звания Героя Советского Союза, четырех орденов Ленина, трех орденов Красного Знамени, он установил еще и своеобразный рекорд: у него полководческих орденов было больше, чем у маршалов. Николай Пухов получил 6 наград, которые называли «орденами великих предков»: три ордена Суворова, два ордена Кутузова и один орден Богдана Хмельницкого — и все I степени.

После Великой Отечественной войны генерал-полковник Николай Пухов занимал ряд командных должностей в Советской Армии, а последняя его должность была больше дипломатическая — военный советник в Румынии. Скончался полководец 28 марта 1958 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Василий ЧАЙКА, фото из открытых интернет-источников