Отрадно, что на нашей любимой Наровлянщине живет немало замечательных и трудолюбивых семей. Среди них и супруги Николай и Валентина Прус. Эти люди родились в трудные военные годы. Именно им приходилось возобновлять разрушенную экономику страны: обрабатывать землю и восстанавливать леса.

Сейчас семья Прус живет в Наровле. Будучи на заслуженном отдыхе супруги ни минуты не сидят без дела. Огород, хозяйство, цветы, лес, забота о детях и внуках — все это вовсе не в тягость, а в радость трудолюбивым людям. А по-другому они и не умеют. Так их научила и закалила жизнь!
— В сентябре исполнится 61 год, как мы сыграли свадьбу, — рассказали герои публикации. — Старший сын Валера сейчас живет в Киеве. К сожалению, из-за сложившейся там военной ситуации, с его семьей мы редко видимся, но постоянно с ними находимся на связи. Дочь Тамара — в Наровле, она постоянно помогает нам во всем. Сын Вася живет в Гомеле. У нас уже шестеро внуков и столько же правнуков! Мы очень счастливы и гордимся тем, что все они растут трудолюбивыми и достойными людьми.
Детство Николая Михайловича и Валентины Александровны легким не назовешь. Им приходилось работать и за себя, и за своих отцов, которые с честью защищали Родину в годы Великой Отечественной войны.
У главы семьи отец погиб на фронте. Мать сама воспитывала троих сыновей. Отец супруги возвратился с войны без руки. Обеим семьям было очень трудно, весь груз забот по хозяйству лег на них, детей.
— В нашей семье нас было семеро, я — старшая, — говорит Валентина Прус. — Мы жили в Кирове. В 17 лет пошла на работу в местное лесничество. Это было начало 60-х. В нашей бригаде трудилось 12 девушек разных возрастов. Три года мы на песчаных землях в районе Довлядов, Хутор-Леса и Белой Сороки, которые были отданы под лесничество, занимались посадкой леса. Именно там я и познакомилась со своим мужем. Он был высокий, видный, красивый.
В то время, когда Николай Михайлович учился в училище механизации (сейчас — Наровлянский государственный колледж. — Прим. авт.) будущая свекровь героини публикации поселила девчат у себя в доме, в деревне Белая Сорока. Когда парень вернулся домой, квартиранток переселили в старенький дом, но Николай Прус уже успел обратить внимание на красавицу Валентину. Молодежь собиралась в местном клубе, но чаще проводили время на улице, куда приходили местные кавалеры и заглядывались на девушек из Кировского лесничества.
— Я работал на гусеничном тракторе в Хутор-Лесе со своим старшим братом Петром, — вспоминает мужчина. — Утром рано вставал и 4 км бежал на работу. Если долго задерживался на свидании, иногда дремал за рулем. Но мы тогда были молоды и полны сил. Позже я пересел на колесный трактор и работал уже в родной деревне. Чаще всего трактористы сеяли и убирали картофель, из Калиничей привозили на поля торф, перевозили различные грузы, несколько лет я был звеньевым. Летом через Припять ходил паром, а зимой мы ждали, когда окрепнет лед, чтобы доставить по реке скирды сена, которое грузили вручную.
До катастрофы на ЧАЭС молодая семья Николая и Валентины Прус жила в Белой Сороке. Деревня очень понравилась Валентине Александровне, которая к ней прикипела душой и сердцем.
— Природа была красивейшая. Рядом река Припять, заливные луга. Из лозы местные плели различные изделия. Многие, как и мы, занимались рыбалкой, сами изготавливали рыболовные снасти, — продолжает рассказ хозяйка. — Я трудилась дояркой в совхозе «Припять». Меня уговорили вести бригаду. Приходилось сутками задерживаться на работе. Декретного отпуска тогда не было. Дети практически выросли со мной на ферме. Николай работал трактористом и всегда был в числе передовиков. Его избрали депутатом местного совета, а затем и районного уровня. Он постоянно ездил в райцентр на сессии, вместе с другими коллегами голосовал и принимал важные для Наровлянщины решения. Конечно, было сложно, но и имели все, что нужно, со своего труда, нас хвалили, подбадривали, и мы старались не подвести, все делали на совесть.
От Белой Сороки до Наровли 60 км, а вот Украина совсем рядом. Поэтому не удивительно, что, когда местным жителям требовалась медицинская помощь, проще было обратиться в больницу населенного пункта Новые Шепеличи или же города Припяти. С врачами этих медицинских учреждений была налажена хорошая связь.
Семья Прус с помощью родственников и знакомых построила добротный дом, гараж, сараи. В собственном пруду у них водилась рыба. Их быт налаживался, хозяйство разрасталось, взрослели дети, все шло своим чередом. Только бы жить да жить, если бы ни 1986 год…
— На Пасху мы уехали к моим родителям в Киров. Нам позвонил двоюродный брат мужа Михаил Шаврей и объявил, что будут выселять, — вспоминает Валентина Александровна. — Мы не поверили. Тогда полным ходом шла посевная, а руководство района уверяло, что все останутся на местах. Но когда мы приехали в Белую Сороку, увидели своими глазами, что все грузятся. Мою свекровь отправили в Дерновичи, а наша семья поехала в Киров. Нам сказали ничего с собой не брать, через три дня все возвратятся обратно. Каждый помогал грузить коров, люди выезжали тем транспортом, каким могли. Спустя время мы приехали, чтобы из-за колючей проволоки забрать животных. Нашли свою брошенную собаку. Сын Валера посадил пса в коляску мотоцикла, чтобы привезти его в Наровлю.
Валентина Александровна некоторое время в Кирове работала санитаркой. Послечернобыльское время было очень неспокойное: каждый искал себе место для переезда. Семья Прус также отправилась на поиски жилья, но им нигде не нравилось. Тогда они твердо решили остаться в родном районе. Осенью 1986 года супруги купили дом в Наровле по улице Гагарина, где живут и сейчас.
— Я трудилась 17 лет техничкой в автобазе. Эта работа мне очень нравилась, — рассказывает женщина. — Муж всю жизнь до выхода на пенсию работал трактористом: три года на деревообрабатывающем комбинате, затем в «снабе», который обеспечивал колхозы запасными частями, и, наконец, в заповеднике, в зоне отчуждения. Мы с ним оба ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС.
По словам супругов, они все время вспоминают свою жизнь, как трудно и одновременно хорошо им жилось, когда они были молоды, полны сил и энергии.
Будучи людьми душевной доброты и благодарными детьми своих родителей, Николай и Валентина Прус ухаживали за матерями до их последних дней.
Сейчас, конечно же, и у них самих подводит здоровье, но и они не теряют бодрости духа. Их дом ухожен, благоухает в цветах. Супруги ходят в лес за грибами и ягодами, делают заготовки на зиму, а все это требует времени и сил, но люди советской закалки не привыкли праздно проводить время.
Ольга ПАРТЫКО, фото автора