Этот человек один из немногих ветеранов Великой Отечественной, кто «прошагал пол-Европы» и оставил после себя воспоминания, вызывающие неподдельный интерес. Он многое сделал для того, чтобы сохранить память о войне и рассказать о ней потомкам. Речь идет об Исааке Урицком — фронтовике и педагоге.

Родом герой публикации из Мозыря. Родился 1924 году и вырос в большой еврейской семье, где было пятеро детей. О том, что такое война, и что принесут фашисты на наши земли, он узнал немного раньше, чем она началась: из рассказов тех евреев, которые бежали от «коричневой чумы» с территории Польши и поселились в Мозыре. Поэтому, когда 25 июня 1941 года бомбили город, семья Урицких отправилась в эвакуацию. Вместе с родными был и 17-летний Исаак. К этому времени он имел «за плечами» 9 классов образования и небольшой опыт самостоятельной жизни. Эвакуация проходила по Припяти — баржей до Киева, оттуда поездом во Чечню. В этой горной республике он успел недолго поработать в колхозе, но, поскольку фронт стремительно приближался к Кавказу, семья отправилась дальше на Восток, вскоре оказавшись в городе Баку. Здесь в 1942-м Исаака Урицкого и призвали в ряды Красной армии.

Его направили в учебный центр запасной дивизии Закавказского фронта недалеко от Тбилиси. Призывников здесь обмундировывали, учили кое-чему, формировали маршевые роты и отправляли на фронт. Но Исааку все фронтовые тяготы довелось испытать лишь спустя два года после призыва, по окончании бакинской танковой школы.

В то время одним из путей доставки техники и прочих грузов по ленд-лизу была поставка ее через Иран в Закавказье, а оттуда — на фронт. В танковой школе в Баку учили солдат, которым предстояло воевать на американских танках «Шерман» и «М-3 (три) «Л».

Наконец-то учеба окончена, сформирован воинский эшелон, погружена на платформы боевая техника. Исаак Урицкий получает звание сержанта, специальность «стрелок-радист» и направляется на фронт. Разгрузили эшелон в районе города Ковеля, а прибыли танкисты в распоряжение 1-го механизированного корпуса генерала Семена Кривошеина, который входил в состав 2-й гвардейской танковой армии под командованием генерала Семена Богданова. Танкисты пополнили ряды 3-го танкового полка 37-й механизированной бригады, которой командовал полковник Михаил Хотимский, уроженец Беларуси. Воевать Исааку Урицкому довелось на танке «Шерман».

Из-под Ковеля танкистов перебросили под польский город Сточег, где они три месяца стояли в ожидании наступления. 15 января 1945 года с Висленского плацдарма танкисты пошли на прорыв, в брешь, пробитую пехотой. Особую опасность для них создавали фашисты, вооруженные фаустпатронами. Исаак Урицкий вспоминал: «На уязвимые места по бортам, там, где бензобак и бронеукладка, ставили дополнительные «щитки» из арматурного железа. Но все равно, немецкие истребители танков нам доставили в зимние месяцы 45-го очень много хлопот. Мелкие мобильные отряды, передвигающиеся на велосипедах и бронемашинах, они появлялись внезапно с разных сторон и жгли нас…»

За прорыв обороны фашистов на Висленском плацдарме Исаак Урицкий был награжден орденом Красной Звезды:

ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТА «В бою за овладение высотой 133.0   товарищ Урицкий в составе экипажа на танке ворвался в район обороны противника. Огнем из танковой пушки и пулемета уничтожил: 1 противотанковое орудие, 4 огневые точки фаустников и пулеметчиков, 13 солдат и офицеров противника, тем самым обеспечил успешное овладение сильно укрепленным районом обороны противника. За проявленную смелость, мужество и отвагу достоин правительственной награды». Из наградного листа, январь 1945 года.

А в январе за освобождение города Черникау, что на границе Польши и Германии, он получил Орден Славы III степени. Этот город был важным железнодорожным узлом, который взять штурмом предстояло танкистам с десантом на броне. За городом была уже Германия, что имело важное не только военное, но и политическое значение. Утром 24 января танки пошли в атаку. Командовал штурмом командир полка, но вскоре он был ранен, и командование на себя взял командир роты Флориан Рысевец. Он установил связь и другими ротами, и танкисты пошли на штурм, чтобы захватить город, железнодорожную станцию и переправу через реку Варта. Приказ был выполнен.

Пройдя с боями от Вислы до Одера, танкисты на некоторое время получили заслуженный отдых. В немецкой Померании, которая затем отошла к Польше, они отдыхали, техника ремонтировалась и готовилась к новым боям. Здесь же в марте 1945 года к ним в бригаду приехал командующий танковой армией генерал Ротмистров, чтобы вручить командиру корпуса гвардейское знамя. Так что, пришлось перед награждением и строевой походить. Впереди танкиста Урицкого и его товарищей ожидала Берлинская операция, которая началась 16 апреля 1945 года, а спустя четыре дня экипаж танка, в котором служил Исаак, отличился в боях за город Мальхов:

ЯЗЫКОМ ДОКУМЕНТА «Старший сержант Урицкий в бою за населенный пункт Мальхов 20 апреля 1945 года в составе экипажа внезапно для противника ворвался в траншеи противника, гусеницами танка раздавил 3 огневые точки фаустников противника, огнем танковой пушки и пулемета уничтожил 17 солдат и офицеров противника. За проявленную смелость, мужество и отвагу достоин правительственной награды ордена Красной Звезды». Из наградного листа, апрель 1945 года.

Особенно тяжелыми были бои в самом Берлине, который фашисты не собирались сдавать без боя и превратили в крепость. Исаак Урицкий вспоминал, что во время штурма какого-то дворца против танков немцы применяли крепостные пушки и стойко обороняли это здание. У танкистов, штурмующих его, во время боя закончились снаряды, одну такую пушку им удалось разбить. Доложили обстановку командиру роты, поступил приказ отходить. Танкисты взяли к себе на броню остатки орудийного расчета артиллеристов, которые сражались рядом с ними, подцепив их орудие на буксир и, отъехав от этого дворца, попали в тупик. Выход из тупика был только на параллельную улицу, кишащую фашистскими войсками и техникой, а стрелять-то нечем. На помощь им командир роты прислал второй танк, который шел напролом и пробился к экипажу танка нашего героя, тем самым спас их и артиллеристов. К вечеру вместе пробились к своим. Утром, пополнив боекомплект, опять в бой. Только выехали на перекресток, справа от танка заметили баррикаду, стали разворачиваться в ее сторону и подорвались, слетела гусеница. Оставаться в танке на простреливаемом со всех сторон перекрестке было нельзя. Быстро покинули машину и юркнули в ближайший подвал, спустя некоторое время присоединились к советским пехотинцам. 30 апреля 1945 года немцы в Берлине вывесили белые флаги. Вот тогда танкисты смогли надеть гусеницу и погнали технику в ремонт.

Выжив в тяжелейших боях, Исаак Урицкий познал беду уже после Победы. Не все немцы сразу сдались в плен, когда узнали о капитуляции. Были и у них «партизаны», так называемые «вервольф». Они ставили мины на дорогах, на которых подрывалась наша бронетехника. Были недобитые фашисты и в том районе, где разместилась танковая бригада, в которой служил Исаак. Он вспоминал: «Поехали два танка, на каждом по саперу и по семь десантников. Двигались по грунтовой дороге, слева лес, справа — обрыв. Танк стало немного заносить. Я наполовину высунулся из люка. И наехали мы на «свежую» мину. Взрыв. Меня выбросило наружу, и я потерял сознание. Очнулся, вижу, что весь залит кровью, а моя левая рука просто перемолота в фарш. И снова померк свет, и я «отключился», полный провал в сознании. На третий день мне руку ампутировали по плечо. Лежал я в госпитале № 180, в городе Лихен, до 26 декабря 1945 года».

После демобилизации Исаак Урицкий вернулся в Мозырь. Отучился на курсах советских работников, устроился в школу ФЗО комсоргом, окончил 10 классов в «вечерке», поступил в Мозырский институт на филфак. Здесь и встретил Ольгу Борисовну, свою будущую жену. Родом она была из Наровли, и вместе с супругой Исаак Урицкий переехал в наш город. Жили они по улице Коммунистической, женщина работала учителем математики в СШ №1, а он — в СШ №2. Вырастили двоих детей.

Все долгие годы, которые Исаак Урицкий прожил в Наровле, он занимался патриотическим воспитанием молодежи, был создателем музея в СШ № 2.

Василий ЧАЙКА, фото из архива автора и открытого интернет-источника