Порой одна маленькая находка может рассказать не только о самом предмете, но и об открытии, которое изменило жизнь людей определенной эпохи и стало толчком к развитию современных технологий.

В окрестностях деревни Гридни, недалеко от дома помещика Николая Брозина, на месте, где стояла конюшня, был найден интересный предмет. На первый взгляд, ничего особенного, так, бронзовый кругляш размером с двухкопеечную монету, в центр которого вставлена металлическая ось длиной около четырех сантиметров. Тот, кто в своей жизни застал керосиновое освещение, без особого труда может догадаться, что это — колесико регулировки интенсивности освещения в керосиновой лампе.
После чистки на бронзовом кругляше стало возможным разглядеть надпись и красивую виньетку над ней в виде солнца, пегаса и луны со звездой. «А вот это уже интересно…» — подумалось мне, поскольку дом и хозяйственные постройки рядом с ним построены примерно в середине 1850-х годов, и получается, что этот предмет материальной культуры мог быть деталью одной из самых первых керосиновых ламп в нашем районе. Я решил разобраться, так ли это.

Керосиновые лампы появились в 1853 году. В городе Львове, в аптеке «Под золотой звездой», проводя опыты с нефтью, Игнасий Лукасевич и Ян Зех получили желтоватую маслянистую жидкость — керосин. Лекарства на основе этой жидкости они не изобрели, но обратили внимание, что при сгорании она дает ровный и яркий свет. Аптекари решили заправлять керосином бывшие в обиходе масляные лампы, но из этого у них ничего не получилось — лампы взрывались. Тогда решили, подключив к работе жестянщика, разработать лампу с пористым фитилем и подводом воздуха снизу. Вскоре такая лампа стала освещать витрину аптеки, затем при ее свете в этом же году была проведена первая хирургическая операция, а вскоре появился и первый уличный керосиновый фонарь. Так этот вид освещения вытеснил масляные фонари, стал популярен и получил широкое распространение.
Появились и производители керосиновых ламп, которые стремились улучшить их конструкцию и расширить ассортимент выпускаемой продукции. Одним из таких производителей стала «Фабрика ламп, бронзовых изделий и электрической арматуры И. Серковского». Имя этого фабриканта — «J. Serkowski» — и выбито на колесике регулировки, найденном недалеко от Гридней. Разновидность ламп, выпускаемых на этом предприятии с 1867 года, огромная. В одной из библиотек сохранился каталог изделий этой фабрики, где в большом количестве представлены керосиновые светильники — от простых до самых изысканных.
Ответ на вопрос, какая лампа висела в хозпострйке помещика Николая Брозина, подсказывает назначение самого строения. Поскольку конюшня — это пожароопасное помещение, то это должна была быть ветроустойчивая, защищенная лампа, сочетающая в себе фонарь и «керосинку». Такие лампы известны под названием «Летучая мышь». Этот тип фонарей происходит от слова «Fledermaus». Так называлась фирма, которая впервые в XIX веке создала ветроустойчивый фонарь, а потом все подобные фонари стали так называть.
Простым людям они поначалу были недоступны и в широкое употребление вошли лишь при советской власти. Это подтверждают воспоминания красного командира С.И. Моженинова, которой воевал в наших краях в 1920 году. Он писал, что деревня испытывала большую нужду в мануфактуре и керосине. Керосин частично заменяли растопленным салом, а дома по-прежнему освещали лучиной на коминку.
Надпись же на колесике регулировки является ранней, сделанной еще до того, как фабрика И. Серковского стала акционерным обществом. После этого на колесиках стали писать еще и аббревиатуру АО. Получается, что та деталь лампы, которая нашлась на Наровлянщине, относится ко второй половине ХІХ века. Она является настоящим артефактом, который рассказывает об истории освещения. Это, несомненно, деталь одной из первых керосиновых ламп в нашем районе.
Василий ЧАЙКА, фото автора