Польша усилила контроль на границах с Германией и Литвой. Мера, по словам Дональда Туска, временная и принята из-за усиления миграционного давления. Однако критики считают это решение несовместимым с нормами Шенгена.

фото из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер

С 7 июля проверки на польско-литовской границе организованы в 13 местах, а на польско-немецкой  в 52. Официальная причина — необходимость более эффективной борьбы с незаконной миграцией. Но эксперты полагают, что решение правительства Дональда Туска во многом связано с внутренней политической борьбой.

На границах с Германией и Литвой, где раньше можно было свободно проехать, теперь наблюдаются задержки из-за восстановления пограничного контроля. Власти утверждают, что проверки будут выборочными, только для подозрительных автомобилей и автобусов. Но даже это может увеличить время пересечения границы, что критично для многих. Например, обеспокоены врачи, работающие в Германии, представители туристической отрасли и автоперевозчики.

Туск заявил, что понимает, как это повлияет на свободу передвижения, но другого выхода нет из-за ситуации с нелегальными мигрантами. Ранее, как считалось, мигранты попадали из Беларуси в Польшу, но после того как поляки потратили более полумиллиарда евро на строительство большого заграждения с датчиками, основной поток мигрантов идет через Латвию и Литву. Также возобновление погранконтроля связано с необходимостью проверки законности приема мигрантов с немецкой стороны.  Кроме того, участились случаи, когда немецкие пограничники выдворяют нелегалов на польскую территорию.

В свое время правительство Шольца ввело пограничный контроль на границе с Польшей под давлением оппозиции. А уже новое правительство Мерца еще больше ужесточило требования, чтобы выполнить хоть какие-то обещания и остановить отток избирателей. Вернули старое правило, действовавшее до 2015 года: теперь просителям убежища, прибывшим из других стран ЕС, могут отказать во въезде прямо на границе. Разбираться с их делами должна та страна Евросоюза, через которую они въехали изначально. Исключение сделали только для детей и беременных.

В ответ на действия Варшавы, Берлин заявил о готовности к сотрудничеству. Глава МВД Германии предложил польским коллегам вместе контролировать границу, но только на немецкой стороне. Однако министр обороны Польши резко ответил, что Германия не должна указывать Польше, что делать.

В связи с этим, немецкая газета Suddeutsche Zeitung отметила, что пограничный контроль Польши — это просто упрямство. Но и действия Германии тоже были не совсем адекватными. Издание считает, что оба правительства позволяют националистам влиять на политику, вместо того чтобы решать реальные проблемы.

Действия правительства Туска тоже связаны с внутренней политикой. На него давят оппозиция в лице партии «Право и справедливость», которая явно отыгрывает назад утраченную былую популярность и недавно победила на президентских выборах. Ультраправые активисты организовали «гражданские патрули» в приграничных районах. Они блокируют дороги и проверяют машины на наличие нелегалов. Так они реагируют на видео, где якобы видно, как немецкая полиция ночью привозит иммигрантов в польские города. Туск назвал этих активистов «ополченцами» оппозиционных партий, которые сейчас активно используют тему борьбы с нелегалами.

Важно понимать, что европейские законы допускают пограничный контроль лишь как временную и исключительную меру, когда есть реальная угроза общественному спокойствию или внутренней безопасности. Однако в последнее время страны Шенгенской зоны, похоже, слишком широко интерпретируют это правило.

Судя по уведомлениям, направленным в Еврокомиссию, сейчас проверки на границах проводят не только Германия и Польша, но и Франция, Швеция, Дания, Австрия, Нидерланды, Италия, Словения и еще несколько государств. Они вроде бы и не против пропускать мигрантов, но не хотят, чтобы те у них задерживались. Похоже, что в год юбилея Шенгенского соглашения идея европейской свободы без границ переживает серьезный кризис.

Людмила НЕВМЕРЖИЦКАЯ