В Майдане Семена Шайдецкого местные жители любили и уважали за его искрометный юмор, безграничную щедрость души, доброжелательность и гостеприимство. Глядя на его жизнерадостность, никто даже не подумал бы, что Семен Иванович видел ужасы войны.

К сожалению, время бежит скоротечно, и некоторые моменты и эпизоды из жизни ветеранов Великой Отечественной войны безвозвратно уходят вместе с ними. Не обо всех защитниках Родины собрана информация на сайтах «Память народа», «Подвиг народа», «Партизаны Беларуси». В числе таких бойцов и Семен Шайдецкий.
Родился ветеран войны в 1912 году в деревне Дуброва, был знаком и дружил с Героем Советского Союза Андреем Корзуном.
— Папа рассказывал, что первое время они вместе с Андреем Григорьевичем воевали, дважды были в плену, но им удавалось оттуда бежать. Голодали, варили мясо мертвых лошадей. По дороге в полях выкапывали гнилую картошку, ели мерзлые кочерыжки от капусты, — рассказывает Нина Кушнерова, дочь Семена Ивановича. — Немцы с собаками гнались за ними, но беженцы сумели укрыться в ближайшем населенном пункте. Был сильный туман, они прибежали на базар. Так как отец был маленького роста, спрятался под широкую юбку женщины. Собака их не обнаружила. На вопрос, «где руссо?» продавщицы показали в сторону леса. Солдаты благодарили местных жителей за спасение. После чего отец отправился к партизанам, чтобы продолжить уничтожать ненавистного врага. Он хорошо знал немецкий язык и мог на нем свободно общаться, поэтому, при взятии гитлеровцев в плен, был переводчиком. Папа был хорошим поваром, получив ранение в ногу, готовил пищу для фронтовиков. А еще он слыл душой компании, поднимал боевой настрой солдат.
Семен Шайдецкий вместе с товарищами освобождал деревню за деревней, гнал с нашей земли немцев и так дошел до столицы Германии, за что получил медаль «За взятие Берлина». Он возвратился с войны в 1945 году.
Семен Иванович был мужем моей тети Оли и жил в Майдане с нами через дорогу, поэтому я его хорошо помню. Он работал в совхозе «Дерновичи». Вместе с женой достойно воспитал пятерых детей, которые часто приезжали к родителям, дружно помогали по хозяйству, а по вечерам, особенно в праздники, семья Шайдецких приглашала многочисленных родственников, друзей, соседей. Все собирались за столом, пели народные песни. Нередко бывало, что под гармошку и барабан танцы затягивались до рассвета. От дяди Семена я всегда шла с полными карманами гостинцев. У него был большой фруктовый сад, а во дворе — пруд, где зимой он разрешал всем детям мастерить горку, кататься на санках и коньках. Шутки у Семена Ивановича сыпались, как из мешка. Он на ходу использовал в речи пословицы, поговорки, придумывал частушки и пел: «Посмотрите кому надо, я приехал с Ленинграда», когда возвращался с этого города от своих детей.
По поручению Дерновичской школы в канун 9 Мая я ему приносила поздравительные открытки. В 1985 году дядя Семен умер от гангрены ноги, сказалось ранение, здоровье подорвали болезнь тифом, голодовка. Я видела, как возле него на красной подушечке лежало множество наград. Похоронен он на своей малой родине, в Дуброве. Каждый год я посещаю его могилу и сожалею, что не расспросила дядю о войне.
Ольга ПАРТЫКО, фото из архива автора