Великая Отечественная война, даже спустя восемь десятков лет, эхом беды отзывается в каждой белорусской семье. О том, через какие испытания прошли его родные в те страшные годы, рассказал Михаил Желязко.

Михаил Михайлович родился и вырос в Антонове, в послевоенные годы. Об ужасах того времени он знает лишь по рассказам.
— Мой дедушка Павел Желязко был кузнецом, поэтому моего отца в деревне звали «Миша ковалев». В его семье воспитывалось семеро детей. На освобожденной от немецко-фашистских захватчиков Наровлянщине нужно было восстанавливать земледелие, поэтому он в 1944 году подковал 40 плугов. Об этом даже писали в районной газете, — говорит собеседник. — Этот дедушка похоронен в Антонове, а вот дедушку по маминой линии Андрея Глушца немцы жестоко замучили и убили в саду в Головчицах. Его тело там так и не нашли…
Первый муж Евгении Андреевны, матери Михаила Желязко, Марк Евженко в годы войны находился в партизанском отряде под Кировом. Он погиб при освобождении Наровли в ноябре 1943 года. Его тело привезли в Антонов. Похоронить было не в чем… Гроб, как смогли, соорудили из подручных материалов…
— Мама рассказывала, когда немцы со стороны Демидова жгли Антонов, моему старшему брату был всего годик, — вспоминает Михаил Михайлович. — Под пулями она с малышом бежала по кладке, затем прыгнула в воду и держала его над головой.
Когда дома в Антонове были сожжены, люди жили в куренях, землянках. Голодали. На полях собирали колосья, находили уцелевшее спрятанное зерно. На самодельных жерновах мололи муку, в лесу пекли хлеб. Во время пожара куры разбежались, их вылавливали… Так и выживали.
— Мой отец Михаил Желязко по состоянию здоровья не был призван на фронт. Когда немцы жгли Антонов, он жил около мельницы. У него было двое детей. Его первую жену Параску застрелили немцы. Она убегала, пряталась в реке, но вражеская пуля настигла женщину, — продолжает рассказ собеседник.
После освобождения женщины семьи героя публикации самостоятельно, а также с помощью людей, которым платили, построили дом. Родители Михаила Желязко, будучи вдовцом и вдовой, создали семью.
— У мамы на то время был сын, у отца — две дочери. Совместно у них родились Анна, Алеся, затем я, а когда, будучи первоклассником, пришел из школы, узнал, что у меня появился брат Витя, — рассказывает мужчина. — На жизнь родители, в основном, зарабатывали сбором грибов и ягод. В колхозе сеяли лен. Мама полола, а я находился с ней рядом. Папа в лесу держал пчел, на соснах размещал улья. К сожалению, он рано ушел из жизни, и маме пришлось нелегко одной поднимать нас на ноги.
Ольга ПАРТЫКО, фото Виктора ПАВЛОВА