Память о Великой Отечественной войне передается из поколения в поколение. Так и должно быть. В редакцию пришло письмо внучки с воспоминаниями о бабушке, на плечи которой выпали неимоверные испытания непростого военного времени.

Жительница Наровли Наталья Корбут пишет: «Моя бабушка Наталья родилась в далеком довоенном 1914 году в деревне Ясенок Наровлянского района. У нее был муж, двое детей: Жора и Эдик. В этой же деревне жила и ее родная сестра с мужем и сыном Димой. Жили небогато, но дружно. Тяжело приходилось сестрам в довоенное время. Но, невзирая на все трудности, они, как и все в то время, работали на земле, имели неплохое хозяйство. Много работали, поэтому кусок хлеба был всегда на столе».

Шел 1941 год… Началась Великая Отечественная война. Мужья ушли на фронт, и остались сестры одни на оккупированной территории. Теперь хлеб для семьи стал лакомством — кормилась семья картошкой и молоком, и то не каждый день. Несмотря на это, Наталья находила возможность поделиться последним куском хлеба с партизанами. Поначалу было тихо, гитлеровцы не трогали мирное население. Так продолжалось до 1943 года. Но вскоре вся жизнь Натальи и ее детей изменилась. Этот день запомнился ей на всю жизнь. Немцы окружили деревню. Всех жителей, даже малолетних детей, погрузили на телеги и свезли к местам, расположенным недалеко от железной дороги, где формировали составы для отправки в Германию.

«Растянувшаяся колонна повозок продвигалась к железной дороге… Увидев, что движение затянулось, по мгновенному решению немецких конвоиров, часть людей, в основном это были люди постарше и послабее, пересадили на грузовые автомобили и повезли в направлении Вильчи, где формировали эшелоны. Остальная часть продолжала двигаться пешком. Вскоре из леса раздались выстрелы, люди из пешей колонны стали разбегаться кто куда…»

Так Наталья потеряла сестру и сына Жору. Что испытала молодая женщина — не передать словами! Кричать и плакать уже не было сил. Оставалось только смириться с судьбой и продолжать жить хотя бы ради маленького Эдика. Наталья стала узницей, в Германии работала у бауэра, выполняла разную работу в цехах на лесопилке.

«С утра до ночи трудилась она без отдыха. Работать было очень тяжело… О том, что пришлось пережить бабушке на чужбине, она всегда рассказывала своим детям и внукам со слезами на глазах. — Когда война стала приближаться к концу, узников освободили и переправили на освобожденную территорию. Две недели добиралась Наталья на Родину. Дома ее ждал голод, разруха, тяжелый труд и… сожженная фашистами деревня».

Встретила она здесь и свою сестру, которая, как потом выяснилось, в Германию не попала, а еще по дороге туда сбежала и вплоть до освобождения проживала в Украине со своим сыном и… племянником Жорой. Слезам радости не было конца. Сестры твердо решили, что теперь уж точно они переживут все трудности. Наталья вернулась работать в родной колхоз. Вскоре закончилась война. Вернулся с войны муж. Также начал восстанавливать народное хозяйство.

«80 лет прошло со дня Победы советского народа над нацистской Германией. Маленькому Жоре уже 84 года. Теперь он Георгий Петрович. Дядя живет в Минске, часто вспоминает свое детство и не желает никому пережить то, что пришлось испытать им. Георгий Недашковский призывает сохранять мир и ценить то, что мы сейчас имеем.

Моя бабушка Наталья Никитовна Недашковская умерла  25 лет назад, но история ее жизненной трагедии в годы военных лихолетий в нашей семье передается из уст в уста до сих пор», — подытожила  в письме Наталья Корбут.

Ольга ПАРТЫКО, фото из архива семьи Корбут