Идея создания музея почты появилась у меня после того, как я увидел, что созданный мною до этого музей «Сельпо» вызывает неподдельный интерес у посетителей.

При создании музея учитывались различные направления работы почты. Ведь только за годы советской власти почтовые отделения (а их в нашем районе насчитывалось около 20-ти) превратились в узлы связи. Это были уже не только привычные для почты доставка писем и посылок да появившийся в конце 19-го века телеграф, но и выдача пенсий, радиоузлы, телефонная связь и разместившиеся в почтовых отделениях сберкассы. Здесь же проверяли лотерейные билеты и облигации.

Почта в советское время была не просто государственным учреждением, где принимают и отправляют почтовые отправления. Туда люди приходили общаться. Это был центр притяжения, своеобразный, как принято сейчас говорить, «новостной портал». А какую важную роль в жизни советских людей играли почтальоны! Это была одна из самых уважаемых в обществе профессий. Про них и их работу слагали стихи и песни. Поэтому и в нашем музее созданный образ советского почтальона находится на самом почетном месте.

Распространение среди населения газет и открыток было важным носителем советской идеологии. По воспоминаниям почтальона Григория Сивака из Головчицкой Буды, только в этой деревне на 142 двора, выписывалось 720 экземпляров газет и журналов. А про количество приходивших поздравительных открыток на праздники и говорить не приходится.

Кроме почтовых работников, в отделениях трудились и воспетая Владимиром Высоцким в песне «07» телефонистка, а также монтеры, кассиры, бухгалтеры и, конечно же, начальники отделений связи. Вспоминается Антон Максимович Бреус, который стоял у истоков создания современного почтового отделения в Наровле, которое мы посещаем.

Не менее значимой была профессия сопровождающих почту: водителей и сопровождающих. Им приходилось в прямом смысле бросать вызов природе и, преодолевая невероятные трудности полного бездорожья, доставлять почту в отделения связи. Затрагивая в разговоре с людьми этот аспект работы, чаще всего в районе вспоминают сопровождающего Муню Чухмана.

Мы не замечаем, не обращаем внимания на то, как быстро происходит смена обстановки, когда привычные вещи вдруг исчезают. А они были когда-то частью нашей жизни, помогали жить, радовали, обслуживали, несли отпечаток времени эпохи, во время которой создавались. Они о многом могут рассказать. Вызванная этими вещами ностальгия заставляет человека не только вспомнить, но и еще раз переоценить жизненные ценности. А это одна из главных задач любого музея.

Василий ЧАЙКА, фото автора