Порой старые пожелтевшие снимки хранят давно забытые истории. Историю страны, героев, поисков. Эта началась с того, что мне позвонил Иван Грушевский, попросил зайти к нему в совет ветеранов и посмотреть фотографии.

Когда я пришел и взглянул на эти снимки, то понял, что это не простые бытовые фотокарточки, а настоящие военные реликвии времен Первой мировой войны —фронтовой архив ее непосредственного участника.

Иван Валентинович рассказал, что ему позвонила Любовь Звонкова и попросила их забрать. Одну часть фотоархива он передал в историко-этнографический музей, а вторую часть нам — в школьный.

Эти военные снимки, по словам Любови Ивановны, принадлежали школьному учителю Ивану Александровичу Иолобову, который жил в Наровле. Мне предстояло установить, в составе какой воинской части воевал штабс-капитан Иолобов, проследить его фронтовую судьбу, узнать, как сложился его жизненный путь.

То, что он был героем Первой мировой войны, сомнений не было. Потому что на одном из фотопортретов Иван Иолобов запечатлен в форме штабс-капитана, а на груди у него был орден Святого Станислава с мечами. На другой — на кителе красуется офицерский орден Святого Георгия IV степени.

Итак, как узнать, где служил и воевал человек, когда о нем ничего, кроме, как говорится, паспортных данных, воинского звания, да названия войны, на которой он отличился, ничего не известно? Сначала я попытался «зацепиться», проверить и найти какие-то данные через населенный пункт Михалево — название, которое написано на обороте некоторых фотографий, — чтобы потом узнать, велись ли там во время Первой мировой боевые действия. Если велись, то, какие это были части? Но этот путь оказался длинным и очень запутанным.

Во-первых, за более чем столетнюю историю с того момента, когда были сделаны снимки, карта бывшей Российской империи сильно изменилась, а во-вторых, этот период очень слабо изучен, чтобы через населенный пункт узнать наименование части, которая там воевала. А в-третьих, само название населенного пункта довольно распространенное. Проведенная работа оказалась провальной и результата не принесла.

Тогда я пошел по другому пути: обратится через интернет за помощью к тем, кто, как говорится, «в теме», а именно, к коллекционерам, историкам и исследователям Первой мировой войны.

На форуме одного из лучших сайтов для коллекционеров «Саммлер» мне ответили, что среди офицерского состава русской армии был такой Иван Иолобов, который служил в 234-м Богучарском полку. Вот тексты, которые касаются Ивана Александровича, взятые из Высочайших приказов:

«Прапорщик запаса армейской пехоты, состоящий в 234-м пехотном Богучарском полку. Производится, на основании П.В.В. № 563,1915 г., ст. I,

в поручики со ст.с 1.12.1915 г. и с оставлением

в запасе армейской пехоты ВП 16.03.1916 г.»

Поручик Иолобов Иван — 234-й пехотный Богучарский полк.

15 декабря 1916 г. награжден орденом

Св. Анны IV ст. с надписью «За храбрость» (Анненское оружие). «Призванным из запаса Армейской пехоты состоящих: В пехотных полках: 234-м Иван Иолобов…»

Так я получил исходные данные для исследования боевого пути Ивана Иолобова — 234-й Богучарский полк.

Этот полк сформирован после объявления о всеобщей мобилизации в 1914 году из выделенного кадрового состава 26-го Могилевского полка в Воронеже. В составе полка было четыре батальона. Богучарский полк получил знамя одного из батальонов Могилевского полка образца 1857 года.

Вскоре 234-й Богучарский полк отправился на фронт под Варшаву, где вошел в состав Первой бригады, 59-й дивизии Северо-Западного фронта. Вот как описывает поручик Владимир Зверев, однополчанин Иолобова, путь полка на фронт:

«Едем вот уже две ночи и третий день, вероятно, и еще столько же проедем.

Жизнь вошла в свою колею: солдаты поют песни, играют на гармониках.

У нас в офицерском вагоне

все перезнакомились… Настроение очень спокойное, совершенно не думаешь, что едешь на войну, а как буд-то едешь в Тамбов в лагерь. Вся прежняя жизнь осталась

где-то далеко-далеко, что впереди — одному Богу известно».

В середине августа полк прибывает в лагеря под Варшавой, а затем 19 августа пешим порядком отправляется в Новогеоргиевскую крепость, которая располагалась в слиянии рек Висла и Нарев, где полку поставлена задача охранять переправы через Нарев.

 В начале января 1915 года закончилось, как тогда говорили в полку, «наше сидение на Нареве». Богучарский полк направили на передовые позиции на реке Бзура. А вскоре немецкие войска перешли в наступление. На небольшой полосе фронта, всего около десяти километров, в районе нескольких польских деревень, за неделю ожесточенных боев с 18 по 24 января 1915 года погибли около 40 000 русских солдат и офицеров.

234-й полк принял участие в Виленской операции 1915 года, 18 марта 1916 года 59-я пехотная дивизия, в составе которой находился 234-й полк, приняла активное участие в Нарочанской операции.

В Российском Государственном военно-историческом архиве на сайте «Памяти героев Великой войны 1914-1918» хранятся «Журналы военных действий 234-го полка». В одном из них я впервые встретил имя нашего героя, тогда еще поручика Ивана Иолобова.

Вот несколько записей из журнала, который, как дневник, вел командир полка полковник Карл Грейер (орфография и стилистика сохранены):

«14 июля. В 6 часов полк выступил для продолжения своего движения. В 11.30 был сделан большой привал (1 час 30 мин.) севернее деревни Карпин. Под городом Двинск полк встречен был командующим 5 армией генералом Гурко, который и пропустил полк, здороваясь со всеми ротами и батальонами, благодаря их за службу. В 18 ч. 30 м. полк прибыл и расположился в лагере 25 полка дивизии, заняв участок Юрьевского полка.

15 июля. Полк устраивается на новом месте, приводя себя в порядок после двухдневного перехода.

16 июля. Около 3 часов, на рассвете эскадрилья неприятельских аэропланов произвела налет на город Двинск и его окрестности. По лагерю было сброшено несколько бомб. В полку потерь не было. В 18 часов профессор Лавров прочел короткую популярную лекцию о газах, после чего из баллонов были выпущены газы, через которые проходили нижние чины полков дивизии. От каждой роты было назначено по 25 нижних чинов, при всех ротных командирах, батальонных командирах, и командирах полков. Человек сорок не выдержали и упали. В том числе поручик Иолобов. Это объясняли плохой пригонкой противогазов и слишком поспешным прохождением через сферу газов. Уже к вечеру почти все пострадавшие совершенно оправились».

10 августа полк спешно подготавливается к погрузке и перевозке. Командир получил пакет, распечатать который нужно было только на параллели Киева.

Продолжение следует…

Василий ЧАЙКА, фото из архива СШ № 2 им. И.М. Шаврея