Пожалуй, многие согласятся, что когда заходишь в фабричный магазин «Сластена» и не видишь конфет в желтой обертке с нарисованной на ней в кружочке головой коровы, понимаешь, что чего-то не хватает. Нет части жизни фабрики, нет прошлого, того, чем так дорожат везде в мире. А без прошлого будет ли будущее? Вопрос, конечно, чисто риторический.

Одна из важнейших особенностей бренда — легенда. Есть она и у конфеты, которая производилась на одном из самых старейших предприятий пищевой промышленности в Беларуси — нашей фабрике.

История появления «Коровки» связана с именем кондитера Феликса Полянского, который приехал в Житомир к дяде, а тот и рассказал ему рецепт конфеты. Когда в сравнительно твердую оболочку из сливочной патоки помещается вареное сгущенное молоко. Дело было в 1920 году, а в 1921 Полянский в Познани уже наладил выпуск этой мягкой карамели под названием «Korowka». К 1929 году он разбогател и недалеко от Варшавы, в городе Милановек, построил большую фабрику, где и выпускалась эта конфета. После войны она стала выпускаться и в СССР. Был ли взят патент на производство? Думается, вряд ли. Сделали это, скорее всего, на правах победителей в войне.

Впервые в СССР конфета появилась у нас, в Наровле(!), на нашей фабрике с 1947 года. Свидетельство этому — архивный документ «Заявка на сырье, основные и вспомогательные материалы согласно программы на 1947 год по фабрике «Красный Мозырянин». Согласно ему в этом году было запланировано к выпуску 10 тонн конфет «Коровка». Например, московская кондитерская фабрика «Рот Фронт» ее стала выпускать только с 1951 года. Директором нашей фабрики в то время был Степан Сергеевич Скобликов, назначенный на эту должность с 1 июня 1945 года.

Во времена Советского Союза все крупные производители кондитерских изделий имели статус госпредприятий и работали по единым ГОСТам — Государственным Стандартам. Все они, неважно, где находились — в Москве или в Наровле — выпускали продукцию под одними и теми же марками, одним и тем же рецептурам. Если предприятие производило кондитерское изделие, например, конфеты «Коровка», по рецептуре, утвержденной госорганом, то этот продукт не мог назваться никак иначе, и в составе ничего лишнего быть не должно.

В архивных документах нашей фабрики по этому поводу сохранился интересный документ, который подтверждает, что никакой самодеятельности не допускалось. Но, пожалуй, самое главное, о чем никогда не расскажут сухие архивные строки, чтобы получились хорошие конфеты, необходимы были золотые руки наших фабричных технологов и варщиков. Одно дело иметь рецепт, но совсем другое — правильно его использовать. К слову, на фабрике сохранили не только оригинальный рецепт, но и обертку долгое время сохраняли в оригинальном виде. Затем, правда, немного ее видоизменили, поместив на бумажке корову не в профиль, а в анфас, сделав изображение морды животного покрупнее.

Достать ящик (в те времена почему-то существовала такая мера объема для домашнего потребления) этих конфет считалось очень престижно. Этим хвастались перед друзьями и знакомыми. Даже в наровлянских магазинах конфета «Коровка» появлялась не часто. Наиболее вероятными местами «появления» были магазин «Махатый» и буфет райкома партии, который находился в подвальном помещении административного здания.

При написании этой публикации мне подумалось, а может, стоит вернуть привычную для советского потребителя обертку конфеты «Коровка» и наладить ее производство если не в промышленных, то хотя бы в рекламных целях? Кроме того, на мой взгляд, памятник советскому бренду «Коровке» в городе, к примеру, напротив фабрики «Красный Мозырянин», был бы кстати. Как вам такие идеи?

Василий ЧАЙКА, фото из архива автора