В XVIII веке в Наровле была построена синагога. Простояло здание до 1936 года, но потом его разобрали. Сохранившихся изображений синагоги уцелело очень мало. Одно из них — картина «Синагога в Наровле».

Замечательно построенное здание синагоги в Наровле, настоящий памятник архитектуры, построенный в 18 веке, своей красотой привлекало внимание не только верующих, любопытных, но и художников. Одним из них был Арон Костелянский. Что это за человек, увековечивший себя в истории нашего города, написав изображение синагоги?

Арон Костелянский родился в Бобруйске в 1891 году в состоятельной еврейской семье лесопромышленника. Семья была большая — семеро детей. Недолго проучившись в еврейской школе, он ее бросил, и отец определил его в классическую гимназию. С детства Арон увлекался рисованием. Отец, не жалея денег на обучение сына, отправил его в Киевскую художественную школу.

С началом Первой мировой войны Арона Григорьевича забирают в действующую армию. На фронте он получает ранение и долго находится в госпитале на лечении.

После Октябрьской революции перемены коснулись и семьи Костелянских: брат Арона, Михаил, становится видным большевиком. Отец не принимает новой власти и уезжает в Польшу. Арон же остается жить в БССР. В 1920 году он женится на Доре Штерн, а в 1921 году они переезжают в Минск. Арон Григорьевич был одним из организаторов Союза художников Белоруссии, занимал должность секретаря, но каждое лето выезжал в экспедиции по местечкам. Писал портреты, пейзажи. К этому времени относится и самая известная его работа — «Синагога в Наровле». К сожалению, остается только сожалеть, что о времени пребывания художника в нашем городе ничего не известно.

Еще 20-х годах он стал жаловаться на головные боли. В 1932 году они усилились. В результате обследования ему поставили страшный диагноз — рак мозга. В 1932 году в возрасте 43 лет он умер.

Трагически сложилась и судьба его картин: в начале 1930-х во время весеннего паводка разлилась Свислочь и затопила квартиру Костелянских. Часть работ пропала, а которые удалось спасти, сгорели в 1941 году, когда фашисты бомбили Минск. Уцелело всего три картины художника. Одна из них — «Синагога в Наровле», которая хранится в Белорусском государственном художественном музее.

Василий ЧАЙКА